Письмо президента Турции Реджепа Эрдогана российскому коллеге Владимиру Путину, в котором турецкий лидер принес соболезнования и извинения семье погибшего летчика ВКС РФ, а также выразил надежду на налаживание отношений между странами, уже успели прокомментировать многие эксперты и политики, в том числе, и российские. Детальнее о том, что думают эксперты и политики в РФ относительно возможного налаживания отношений между странами, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
После инцидента со сбитым турецкими ВВС российским самолетом обе стороны говорили о своем желании восстановить отношения, однако никакими конкретными шагами данные слова так не были подкреплены. В частности, на пресс-конференции в Греции, состоявшейся в конце мая этого года, Владимир Путин констатировал, что таких шагов так и не было сделано. В Кремле неоднократно заявляли, что после инцидента с российским самолетом Анкаре для возобновления диалога следует не только принести извинения, но и заплатить компенсацию – и семье погибшего летчика, и за сбитый самолет, а также разъяснить причины произошедшего.
Впрочем, турецкая сторона достаточно долго отказывалась принести извинения, и письмо Эрдогана в этой связи стало достаточно неожиданным. В этой связи возник вопрос – почему вдруг турецкий лидер решил изменить свою прежнюю позицию именно сейчас, и возможно ли налаживание отношений между Россией и Турцией? С этим вопросом издание "Лента.ру" обратилось к ряду известных российских политиков.
Принятые Россией экономические меры сработали.
По мнению Константина Косачева, возглавляющего в Совфеде комитет по международным делам, наиболее эффективным в данной ситуации оказался экономический удар. Президент Турции явно не ожидал ни столь решительных действий от Российской Федерации, ни масштаба последствий от ее действий. Стройки в России без турецких строителей, равно как и пляжи в Турции без российских туристов, впечатлили гораздо серьезнее любых политических или военных угроз. При этом работу дипломатии Косачев считает ювелирной, поскольку не было сказано ни слова о том, что это конфликт между народами, и ни слова о враждебности по отношению к туркам.
По словам Владимира Озерова, возглавляющего в Совфеде комитет по обороне и безопасности, первым условием, которое должна была выполнить Турция как сторона, совершившая преступление, было покаяние. Анкара это сделала, но не стоит думать, будто бы история на этом и закончилась, и все перечеркнуто и забыто. Россия готова принять извинения турецкой стороны, однако одних извинений сегодня уже мало – Анкара должна предпринять еще ряд достаточно серьезных шагов. Сегодня граница Турции с Сирией и с Ираком является зоной, через которую осуществляется подпитка экстремистских организаций материально-техническими средствами, вооружениями, просачиваются боевики, и от этого, к сожалению, гибнут и российские ребята.
Поэтому для того, чтобы Российская Федерация почувствовала, что Турция не только лишь осознала свою ошибку в конкретном случае со сбитым российским самолетом, но и свою ошибку в деле противостояния терроризму в целом, следующим шагом Анкары должно стать закрытие границы. Такой шаг стал бы ясным сигналом о том, что Турция действительно стоит в одном ряду с Российской Федерацией и с американской антитеррористической коалицией. Если же Турция сделала это только лишь ради возвращения российских туристов на турецкие пляжи и ради возвращения своих помидоров на рынок РФ, то этого недостаточно.
Депутат Госдумы Дмитрий Говорцов уверен в том, что сделанные недавно Эрдоганом заявления, равно как и его попытка наладить отношения с Москвой, никак не вяжутся с последними решениями турецкого суда, постановившего отпустить под подписку о невыезде фигурантов уголовного дела, возбужденного по факту гибели российского летчика. Депутат назвал "чудовищной вещью" тот факт, что их отпустили из-под стражи, и поэтому в таких условиях невозможно говорить о каких-либо встречных или взаимных шагах. Говорцов убежден, что в данном случае налицо двойная игра, которую ведет Эрдоган, и двойные стандарты, применяемые турецкой стороной.
По словам депутата Госдумы Михаила Емельянова, если Турция принесла свои извинения, то она выполнила первую часть из тех требований, которые были озвучены Российской Федерацией. Он напомнил, что российская сторона также требовала от Анкары выплатить компенсацию семье погибшего пилота и компенсацию за сбитый самолет. Если Турция и это выполнит – то это будет также позитивным моментом, и в таком случае восстановление отношений между странами вполне возможно. Политик объяснил, что Реджеп Эрдоган рассчитывал, сбив российский самолет и поссорившись с Россией, на получение индульгенции от Запада. Однако в конечном итоге турецкий лидер просчитался, загнав сам себя в изоляцию и вместе с этим утратив надежного стратегического партнера в лице РФ, так и не получив благосклонность со стороны стран западного мира. Теперь Эрдоган это осознал, и ему сейчас следует отыграть ситуацию назад.
Руководитель высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев заявил, что Турция выполнила одно из основных условий, выдвинутых Путиным – она принесла свои извинения, и Эрдоган совершил настоящий мужской поступок. России необходимо налаживать отношения с Турцией, поскольку иметь на своих южных границах такого союзника – это лучше, чем иметь там врага, поэтому, по мнению Лебедева, после принесенных турецкой стороной извинений отношения между странами начнут налаживаться.