Вопреки серьезной критике, «антитеррористический закон», предложенный «единороссами» И. Яровой и В. Озеровым в среду получил одобрение в Совете Федерации. О том, какие явные недостатки законопроекта не учли российские депутаты, рассказывает материал «Голос Америки», с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
Претензии к предложенному законопроекту звучали с разных сторон – от правозащитников, бизнесменов, юристов, министров российского правительства и представителей мусульманской общины в России. Например, глава Совета по правам человека при российском президенте М. Федотов призвал в среду до рассмотрения документа в Совете Федерации отклонить предложенный пакет поправок, а затем создать согласительную комиссию, в рамках которой отшлифовать поправки уже новым составом нижней палаты парламента. Федотов отметил, что включенные в законопроект новые положения отчасти представляются непроработанными, либо непродуманными и неточными, Он также предупредил, что если сенаторы не прислушаются к критике, то ему придется обратиться к президенту Путину с просьбой не подписывать документ.
С подобной просьбой публично обратился к президенту и Конгресс интеллигенции. Там выразили убежденность, что данная законодательная инициатива не так способствует борьбе с терроризмом, как еще более ограничивает права и свободы граждан. Таким образом, поправки в законодательство следует рассматривать как усиление политических репрессий. Под этим обращением подписались глава Московской Хельсинкской Группы Л. Алексеева, артистка Л. Ахеджакова, музыкант А. Макаревич, руководитель движения «За права человека» Л. Пономарев, председатель «Гражданского содействия» С. Ганнушкина, директор центра Сахарова С. Лукашевский и прочие.
В парламенте Татарстана также выразили недовольство поправками в контексте признаков нарушения прав мусульман. В частности законодательные изменения предполагают запрет на миссионерской деятельности в жилых помещениях. Госсоветник, а ранее президент республики, М. Шаймиев заявил, что, по его мнению, законопроект принимается в спешке, сенаторов от Татарстана он призвал донести до руководства верхней палаты парламента озабоченность республики ущемлением прав верующих. Позицию Шаймиева поддержал председатель республиканского парламента Ф. Мухаметшин.
Достаточный резонанс вызвало и требование к операторам сотовой связи сохранять в течение минимум полугода данные клиентов и по запросу правоохранительных органов предоставлять их. Руководители компаний МТС, «Мегафон», Тele-2, «Вымпелком» предупредили, что такое нововведение заставит бюджет понести многомиллиардные потери, поскольку операторы не смогут платить налоги. С этими доводами согласились бизнес-омбудсмен Б. Титов и российский министр связи Н. Никифоров.
В комментарии Русской службе «Голоса Америки» российские эксперты обратили внимание, что, несмотря на горячие общественные дебаты и критику со стороны правозащитных организаций, минимизировать негативные тенденции законопроекта не удалось. Как отметил директор центра Сахарова С. Лукашевский, он уверен, после всех корректировок документа существенно не изменился, просто стал меньше на один «чудовищный» пункт. Был удален раздел о лишении гражданства, но остальные спорные нововведения по части дегуманизации, нарушения принципов свободы совести и прочего, сохранились в полном объеме, без принципиальных изменений. Отдельные положения законопроекта, по мнению Лукашевского, так и остались противоречащими российской Конституции. Это касается раздела, в соответствии с которым, ограничивается миссионерство. Именно на это обратили внимание деятели Татарстана, и дали свои замечания к документу. В целом, как он считает предложенный «антитеррористический» пакет не выдерживает критики, даже если рассматривать его с точки зрения государственников.
Как и в случае с предложением лишать гражданства, еще одним проявлением «патриотической» позиции в законопроекте стали поправки касательно хранения данных. Российским операторам придется в итоге заплатить триллионы рублей для приобретения у американских кампаний соответствующего оборудования. Лукашевский допускает, что документ просто очень плохо проработали - сенаторы предпочли не заметить изъяны, потому что такая в стране теперь политическая система, одобряющая репрессивные и запретительные проекты законов.
Принципиально с этим соглашается юридический директор «Правовой инициативы» по России О. Гнездилова. Она согласна, что благодаря дискуссиям удалось исключить пункт о лишении гражданства, потому что он откровенно был неконституционным. Однако в документе осталось многое, что вызывает серьезную обеспокоенность. Эксперт обращает внимание на внедрение уголовного преследования с 14-летнего возраста. Но такое положение недостаточно мотивировано, считает Гнездилова.
Прежде ученым следовало бы серьезно изучить, насколько дети могут быть ответственны за преступления. Кроме того, эксперт встревожена пунктом, в котором зафиксирован отказ от компенсации за разрушенное в ходе спецопераций жилье. Здесь, по ее мнению, идет речь о нарушении Европейской конвенции по правам человека, потому что подобное возможно только при условии компенсации, а иначе это просто нарушение права собственности.
Автор: Денис Мягкий