Знаменитое выражение «денег нет, но держитесь» является квинтэссенция нынешней политики Российской Федерации. Именно такое сочетание родилось в голове российского премьер-министра не случайно. Стоит только представить себе какое-нибудь закрытое совещание Дмитрия Медведева или же, если брать выше, у Владимира Владимировича, посвященное проблемам государственного бюджета России. Очевидно, что глава российского финансового ведомства не один раз за все время произносит магическую фразу в ответ на просьбу кого-либо из министров осветить ситуацию в казне: «денег нет».
Естественно, начальство сразу же начинает настаивать на том, что деньги на ракеты, пушки и, в конце концов, зарплаты и пенсии надо где-то найти, поскольку этого требуют нынешний внешнеполитический момент, а также сохранение лояльности стариков и рабочего класса. Одновременно с этим, министр финансов неумолим: заканчивается резервный фонд, чрезмерный бюджетный дефицит. Министр экономики постоянно бурчит о том, что завтра начнется экономический рост, наполнивший казну по самые края, однако его уже всерьез никто не слушает. В результате все расходятся ни с чем, надеясь на «а вдруг».
Стагнация имеет все шансы продлиться еще 10 лет.
Совершенно явным является то, что даже такая резина не сможет протянуть очень долго. Согласно прогнозам Министерства финансов, если немедленно не начать структурные экономические реформы, то стагнация продлится более 10 лет. В таких условиях даже нынешняя хилая социальная экономика не может быть законсервирована в собственных финансовых параметрах хоть бы в связи с неизбежным старением населения. Можно не тратить столь большой объем материальных средств на оборону, однако это означает отказ от современного российского позиционирования на мировой арене – позиции государства, которое избрало своим главным аргументом наращивание военной силы. А это, согласно точке зрения руководителей государства, ставит под сомнение также внутриполитическую стабильность.
Поэтому дилемма «масло или пушки» носит в Российской Федерации не финансовый, а своего рода системообразующий характер. Все надежды на то, что «добренькие дяди» согласятся, перебросить 2 процента от ВВП, которые идут на правоохранительную деятельность и оборону, в пользу здравоохранения и образования не имеют под собой совершенно никаких оснований. Собственно говоря, это доказано на практике последних лет.
Цифры официальной статистики сообщают, что жить большинству россиян стало намного хуже. Темпы снижения доходов, доступности бесплатной медицины не критичны – думают наверху. Даже 10-процентное снижение средней зарплаты за прошедший год, с точки зрения экспертов, очень ощутимы. Но, как видно на практике, социальных протестов нет. Народное доверие к Путину очень высокое, и об этом говорят результаты всех социологических опросов. Так появляется вельможный соблазн с социальной жизнью населения.
Кроме того, безропотность людей становится базой для закладывания долгосрочных трендов в социальную политику государства. Конечно, при этом производится масса риторики о том, что социальные обязательства неизменны и их не тронут. Народ пока это заглатывает, находясь под прессингом телевизора.
Российское население покорно принимает все капризы власти.
«Я считаю, что на протяжении последних нескольких лет были произведены два целенаправленных соцэксперимента по изучению человеческой реакции. Оба завершились абсолютно успешно для власти: 1) введение обязательной и всеобщей платы за будущий капремонт жилья; 2) недоиндексация пенсий в текущем году», - сказал Евгений Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив, в интервью изданию «Московский комсомолец».
«Если говорить о платежах на капремонт, то основная масса людей приняла это введение в качестве дополнительного побора, который являет собой прямой отъем денег из семейного бюджета. И что? А вот и ничего. Все платят. А если нет, то наказываются государством всякими карами, вплоть до выселения. Если кто помнит попытку монетизации льгот, которую пробовали провести около 10 лет назад, то старики тогда изрядно испугали власть, заполонив улицы столицы и других городов. Вторая, в результате, была вынуждена заливать эту проблему деньгами и идти на всяческие смягчения и уступки. Монетизация в том виде, в котором она была задумана, не состоялась», - заявил он.
Нарушающая закон 4-процентная индексация пенсии, которая произошла еще 1 февраля текущего года, несмотря на накопленную двузначную инфляцию, не вызвала никакой критики! Около 40 миллионов пенсионеров даже не пикнуло, покорно отдав стране тысячи недополученных рублей, повторяя крепостную Россию. Так почему государство должно жалеть своих же подданных, если они склоняя голову идут на столь героическое самопожертвование? В связи с этим можно совершенно спокойно решать свои внешнеполитические вопросы, тратиться на содержание страны как изолированной от общества сущности, которая собирает с людей всяческие налоги, сборы и платежи. Как не вспомнить того, как Александр II дал крестьянам в 1861 году волю – многие растерялись, а некоторые не хотели принимать этот дар.
Автор: Екатерина Кравец