В первой половине текущего года промышленность России подросла на 0,4% в сравнении с аналогичным периодом минувшего года, при этом прирост обеспечен за счет увеличившейся на 2,6% добычи нефти и некоторых иных полезных ископаемых на фоне снижения на 0,9% обрабатывающих производств. Об этом 18 июля сообщает «Биржевой лидер» со ссылкой на российскую «Независимую газету».
Примечательно, что промышленность в РФ растет при общем экономическом кризисе и спаде ВВП.
Индекс промпроизводства, который Росстатом высчитывается по объемам добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства и производства и распределения газа, электроэнергии и воды, был отрицательным ровно один год – с прошлогоднего февраля по январь нынешнего года. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что весь прошлый год промышленное производство в России показывало падение (–3,4%) в сравнении с 2014-м.
В первый раз после значительного перерыва, к искреннему удивлению ряда аналитиков, ожидавших падения до –2,7%, в феврале 2016 года плюс (1%) проклюнулся. В марте снова промышленность просела немного (–0,5%), а потом пошел робко, но стабильно переход в плюсовые зоны: в апреле – 0,5%, в мае – 0,7% и вот сейчас сразу на 1,7%.
Производство в промышленности в июне подросло на 1,6% и по сравнению с маем.
Однако с исключением календарного и сезонного факторов составил рост 0,3%, хотя тоже это неплохо в нынешнее время. Но изменения на уровнях менее половины процента тяжело определять как устойчивый рост. За первые шесть месяцев 2016 года в целом производство увеличилось на 0,4%, если его сравнивать с тем же периодом предыдущего года. В годовых выражениях производство и последующее распределение газа, электроэнергии и воды в июне подросло на 2%, добычу полезных ископаемых увеличили на 1,6%, а развитие обрабатывающих видов промышленности ускорилось до 1,6% с майских 0,3%.
Если взять период первого полугодия, то с январе по июнь 2016 года включительно в России добычу полезных ископаемых подняли в процентах годового выражения на 2,6%, тогда как обрабатывающее производство сократили на 0,9%, а производство газа, электроэнергии и воды увеличили на 0,4%.
Заместителем главы Министерства экономического развития Российской Федерации Алексеем Ведевым делаются прогнозы, что по результатам года промпроизводство в России способно на 0,3% увеличиться. Главой Минпромторга Денисом Мантуровым выдвинуто предположение, что размер промышленного производства Российской Федерации выйдет в 2016 году в плюс. Мантуров сказал корреспонденту «Интерфакса», что до конца этого года при обеспечении комплекса мер по поддержке предприятий Россия должна сохранить положительную эту тенденцию. Российский Минпромторг исходит из того, что будет это от 0,5% до 1% по окончании года.
Предприятия еще определенно нуждаются в поддержке для демонстрирования хорошей статистики. К примеру, в середине июля сделалось известным, что объем чистой прибыли КамАЗа за первую половину 2016 года упал в пять с лишним раз в сравнении с аналогичным полугодием минувшего года.
Экспертами, однако, дается совет оказать главную господдержку не крупным и менее продуктивным компаниям, а небольшим и более продуктивным. Аналитики в Центре развития при Высшей школе экономики отмечают, что состояние депрессии характерно для всех секторов экономики (кроме оптовой торговли и промышленности) и всем федеральным округам (за исключением Крымского).
Заместителем директора в Центре развития Валерием Мироновым озвучен призыв не переоценивать фактор роста промышленного производства в оценках состояния в целом экономики. Ведь промышленность дает лишь третью часть валового внутреннего продукта Российской Федерации, а доминирующий по объемам сектор оказания услуг имеет гораздо большую инерцию. В промышленности заметен рост лишь в той ее части, где имеются накопленные производственные мощности. В первую очередь это химическая промышленность, добыча ряда полезных ископаемых. У пищевой промышленности идет рост на фоне антироссийских санкций. При резком падении нефтяных цен нефтедобывающими компаниями наращивается добыча «черного золота» в попытках восполнения выручки, что загоняет их самих и всю Россию в углеводородную ловушку.
Слабый внутренний спрос и уже стабилизировавшийся после существенного падения импорт могли бы восстанавливающим рост фактором сделать увеличение экспорта. Однако в 2015 году валютный приток в экономику РФ из-за падения экспорта товаров сократился примерно на 150 миллиардов долларов США в сравнении с 2014-м годом (до 342 млрд. долл.), а с января по май нынешнего года включительно сократился он еще где-то на треть сравнительно с тем же прошлогодним периодом.
Россияне столкнулись с реальными опасностями, которыми политики и экономисты поочередно пугали в течение последних двух десятилетий: нефтяной иглой больше не даются необходимые экономике стимулы, а объем несырьевого экспорта исключительно мал, и его увеличение не может компенсировать быстро сокращение валютной выручки от продажи сырья.
Как и два десятилетия тому назад, превалирующая доля в товарном экспорте приходится на топливо и иные полуфабрикаты с малой обработкой. На него приходилось в 2015 году примерно 63% экспорта товаров, приблизительно 10% составляют металлы и металлические изделия, химпром и машиностроение пополам дали где-то 15%.
Нефть по-прежнему определяет самочувствие российской экономики
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.