Экономические трудности и ряд других обстоятельств привели к сокращению объема поступлений в российский бюджет. Между тем ограниченные средства Москва продолжает тратить на приобретение союзников. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Деловую столицу».
В настоящее время прореха в российском бюджете на текущий год продолжает увеличиваться, ликвидировать нехватку ресурсов Москва пытается за счет остатков Резервного фонда. Параллельно российские руководители продолжают деятельность, направленную на покупку и подкуп союзников. Далеко не во всех случаях трата ограниченных ресурсов в достаточной мере окупается.
Подкуп применяется по отношению к государствам, которые позиционируются как партнеры и союзники в противостоянии глобальному доминированию США. На такие шаги российское руководство идет для поддержки традиционной внешнеполитической мифологии, рассчитанной преимущественно на внутреннее потребление. Планируется, что Иран в скором времени получит два кредита на сумму 2,2 миллиарда евро. Эти средства будут использованы для финансирования строительства энергоблоков тепловой электростанции и электрификации железной дороги.
Займы предоставляются на 5 лет со стоимостью 2,77 процента годовых. Лишенная возможности размещать государственные евробонды Москва, судя по всему, рассматривает этот кредит как перспективное вложение. Видимо, через 5 лет в Кремле рассчитывают играть в том же составе команды, который есть сегодня. Сейчас значительная часть усилий режима направлена на сохранение действующего лидера при власти после 2018 года.
С другой стороны, очевидно, что иранское руководство рассматривает эти кредиты как своеобразную контрибуцию, надежным союзником Россию в Тегеране не считают. По-прежнему остается актуальным вопрос о неустойке, которая должна быть выплачена иранскому руководству за срыв поставок систем С-300 «Фаворит». Весной в Москве заявили о передаче и монтаже первой партии зенитно-ракетных систем, но с учетом особенностей власти в России и Иране вряд ли следует однозначно считать правдивым это заявление.
Часто посещает Москву израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, что свидетельствует о сложных взаимоотношениях внутри треугольника Россия - Израиль - Иран. Начавшись на стыке прошлого и текущего года, между государствами ведутся переговоры о приобретении Ираном партии произведенных в России новых систем С-400 «Триумф». Однако в конце апреля при посещении Москвы глава иранского Минобороны Хосейн Дехган заявил, что таких планов у Тегерана нет.
Можно предположить, что процесс перетягивания каната продолжается, возможно, даже в вопросе о выплате компенсации. В значительной степени благодаря американским усилиям Иран получил свободу маневра, в том числе в привлечении инвестиций европейских государств и корпораций. В распоряжении России такого пространства нет. Возможности Москвы дополнительно ограничиваются тем, что отношения между Россией и Ираном продолжает усложнять фактор по имени Башар Асад.
Братская страна Бангладеш срочно нуждается в атомной электростанции.
Кредит, выданный Москвой Ирану, с точки зрения стратегии и тактики кое-как объяснить еще можно. Тем не менее как минимум странно выглядит предоставление кредита Бангладеш. Ссуда в сумме 11,38 миллиарда долларов слабо коррелируется со сложным положением России. В рамки рационального планирования расходов такое кредитование не вписывается. Астрономическая для России по сегодняшним меркам сумма, как отмечается в распоряжении правительства, будет потрачена на строительство АЭС «Руппур» в Бангладеш. Планируется, что кредитными средствами будет покрыто около 90 процентов стоимости работ.
Проект межправительственного соглашения о предоставлении Бангладеш экспортного государственного кредита под строительство атомной электростанции предусматривает, что АЭС будет строиться на протяжении 2017-2024 годов. Кредит Бангладеш будет погашать на протяжении 20 лет, выплачивая одинаковые полугодовые платежи. Внесение первого платежа должно состояться 15 марта 2027 года.
Примечательно, что начало строительства атомной электростанции в Бангладеш запланировано на следующий год. Согласно прогнозам, российский Минфин уже в следующем году будет искать замену Резервному фонду как источнику покрытия дефицита бюджета. В силу ряда специфичных причин Фонд национального благосостояния и международные резервы, совмещенные с ним, пока не могут рассматриваться в качестве доступного резерва.
Геополитические причины поставили под угрозу масштабный проект компании «Росатом» в Турции. Строительство атомной электростанции «Аккую» в Турции, учитывая особенности взаимоотношений между Москвой и Анкарой, уже не выглядит как перспектива очевидная. Причиной в данном случае являются непростые отношения между президентами, на улучшение которых рассчитывать не приходится по причине поддержки россиянами курдов. Кроме того, Турция, судя по всему, вошла в период нестабильности, при которой строительство атомной электростанции имеет второстепенное значение.
Кредит под постройку АЭС «Пакш» в Венгрии никаких значимых политических дивидендов Москве не принес. Украинский рынок все больше захватывают американские конкуренты, вытесняя с насиженного места «Росатом». В концепцию перспективных рынков и расширения политического влияния с помощью альтернативных средств указанные направления вписываются. Тем не менее несколько странным шагом с любой стороны выглядит выдача кредита Бангладеш.