По мнению российского правозащитника Льва Пономарева, в России государственное управление разваливается все больше, и в страну, по сути, вернулось самодержавие. Более детально мнение Пономарева относительно возвращения самодержавия в РФ изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Лев Пономарев комментируя в интервью изданию "Апостроф" решение Владимира Путина лишить аннексированный Крым статуса "федерального округа" и присоединить полуостров к Южному ФО, отметил, что по его личному мнению, это было сделано из-за ситуации с управлением Крымским полуостровом – там все разваливается. Здесь, на самом деле, нет ничего удивительного, поскольку разваливается и управление Российской Федерацией в целом. Все видят, как в последнее время губернаторов меняют на выходцев из силовых структур, а в Крым данный вопрос еще более острый, чем в РФ.
С одной стороны, власть на оккупированном полуострове принадлежит "официальным лицам", получившим "назначения". С дрогой стороны, и это очевидно, в Крыму очень серьезное влияние имеет криминалитет – его влияние было серьезным и во времена, когда Крым был украинским. Вдобавок к этому там еще и появились вооруженные люди, помогавшие "отжимать" полуостров, и поэтому ситуация здесь обострена еще больше, чем ситуация в России.
Есть еще один, очень важный фактор – в Крыму люди более свободны, чем люди в России. Российская власть прессует всю страну в течение последних 15 лет, промывая с помощью федеральных телеканалов мозги россиян. Именно поэтому 86 процентов населения РФ поддерживает нынешнюю власть, тогда как какое количество жителей Крыма сегодня поддерживает российскую власть – об этом Пономарев не знает.
При Украине крымчане чувствовали себя свободными, на них не оказывалось серьезного давления, и у них до сих пор это чувство свободы никуда не исчезло. Некоторые из них уже называют "присоединение" Крыма к России ошибкой – они продолжают поддерживать переход полуострова в состав РФ, но при этом понимают: количество имеющихся у них свобод будет сокращаться, и крымчане испытывают это уже на своей собственной шкуре.
Фактор свободы жителей Крымского полуострова действительно очень важен, и поэтому Путиным было принято решение подтянуть управление Крымом поближе к Москве, включив его в состав Южного ФО. Такое решение было принято для того, чтобы полуостровом управляли другие чиновники, имеющие опыт борьбы, поднаторевшие в силовых методах, научившиеся справляться с решением сложных проблем на Кавказе. В Крыму ведь тоже идет своего рода тлеющая гражданская война. Поэтому такое решение вполне оправдано с точки зрения президента-силовика.
Риск того, что Россия перейдет от нынешней автократии к тоталитаризму, очень высокий – Пономарев.
Говоря о ситуации со СМИ в РФ, Пономарев заявил, что здесь ситуация с каждым месяцем только лишь ухудшается, и на это указывают не только события с РБК. В стране пока еще сохраняется свобода слова – может быть, она еще сохраняется потому, что, по мнению власти, это важно, или власть чего-то боится здесь. Понятно, что власть в России способна буквально одним росчерком пера уничтожить независимые издания, однако пока она этого, к счастью, не делает.
Помимо этого, сегодня российская власть занимается определенными манипуляциями, давая явный сигнал, что на предстоящих выборах в Госдуму голоса будут подсчитывать более честно. Пономарев отметил, что лично он является сторонником мнения, согласно которому в России быстро изменения в сторону демократии произойти не могут. Поэтому необходимо чтобы постепенно, шаг за шагом, каждый человек, считающий себя сторонником либеральных ценностей, просто набрался терпения и продолжал дальше делать свою работу. Здесь не следует делать какие-то радикальные высказывания, не следует торопиться, поскольку это разрушает последовательную и медленную работу, направленную на разрушение демократии.
Отвечая на вопрос о том, насколько высоком является риск перехода России от нынешней автократии к тоталитарному режиму, Пономарев заявил, что этот риск очень высокий. Помимо этого, правозащитник также видит и очень высокие риски в поведении главы государства: он полагает, что, судя по некоторой утечке информации, на решения, принимаемые Владимиром Путиным, оказывают влияние все меньше и меньше людей. То есть все решения принимаются, в определенном смысле, только лишь одним человеком, а это ни что иное, как самодержавная власть, и самодержец в любое время может принять любое решение. При этом Пономарев отметил, что лично ему не совсем понятно, что происходит с президентом страны.
В России продолжают работать институты, оставшиеся с того времени, когда Путин прислушивался к другим людям, однако президент, судя по всему, уже не обращает внимания на их работу. Например, при президенте работает Совет по правам человека, члены которого, встречаясь с президентом, говорят ему чистую правду. Президент, выслушивая проблемы, заявляет о необходимости все исправить, заменяет начальников, однако принципиально ситуация после этого не меняется. Это является либо наглядной демонстрацией отсутствия политической воли, либо наглядной демонстрацией невозможности каких-либо изменений в России.