Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Чайкой в последних числах июля текущего года был подписан приказ, согласно которому утверждается план борьбы с явлениями отката и коррупции в государственном заказе. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на издание «Ведомости».
Подтверждение факта получения приказа предоставил и высокопоставленный чиновник Министерства экономического развития. Он имеет отношение не только к государству, но и государственным компаниям и естественным монополиям. Вместе с тем вчера получить какие-либо пояснения касаемо этого вопроса от представителя Генеральной прокуратуры не удалось.
Активным участников выполнения приказа должна стать непосредственно сама Генеральная прокуратура, несущая ответственность за существование контрактной системы Министерства экономического развития, которая курирует закупками ФАС, Минфином, а еще Федеральной службой безопасности. Уже есть информация касаемо сроков выполнения – второе полугодие 2016 и 2017 год.
В главной части плана предусмотрена смена законодательной базы, введение уголовной ответственности за факты нарушений в процессе государственных закупок. Кроме того, речь идет об обязательной проверке аффилированности, раскрытие субподрядчиков в крупных заказах и тому подобное. Что касается практической части, то в ней предусмотрено проведение совместных проверок и расследования закупок для оборонного ведомства и правоохранительных органов, а также для других нужд» государственного и муниципального уровня (исполнители: Генпрокуратура, Минобороны, МВД, ФСБ, ФАС, Росфинмониторинг).
Генеральная прокуратура РФ также предложила ввести термин «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и провести расширение списка должностей, на которых оно будет распространено в закупках государства. Данный пункт присутствует в плане по инициативе Минэкономразвития, утверждает его представитель.
Ныне действующим законом в государственных покупках признается наличие ситуации конфликта интересов в том случае, когда человек, ответственный за заказ (речь в данном случае идет о руководителе, члене закупочной комиссии, председателе контрактной службы, контрактном управляющем) и хозяин поставщика (свыше десятой части акций или уставного капитала) являются родственниками. Однако оказывать влияние на закупки могут также председатели в регионах и городах, органах контроля, контрольно-счетных органах, их заместителях и других чиновниках, писало Минэкономразвития в Генпрокуратуру в марте текущего года.
Распространение требования касаемо запрета конфликта интересов должны касаться не только на работающих в контрактных службах, членов комиссий и заказчиков, но и на их руководителей, если у тех есть возможность повлиять на них, говорит представитель Минэкономразвития. Так, например, это может касаться заместителей губернаторов, которые являются ответственными за закупки. Министерство предлагало, чтобы заказчики размещали список таких лиц в единой информационной системе, подобный механизм могут установить для государственных компаний.
На протяжение первых шести месяцев значительно увеличилось, в сравнении с минувшим годом, количества закупок, осуществленных при помощи закрытых способов (речь идет о закрытом конкурсе, закрытом аукционе и так далее) и по которым правительство Российской Федерации дало разрешение на особый порядок выбора поставщика (например, ткани для ведомственной формы). А без учета контракта на строительство Керченского моста «Стройгазмонтажом» стоимость которого составляет 228 миллиарда рублей, выросла и доля закупок у единственного поставщика с 17,3 до 19,2 процента.
Работа над расширением перечня лиц, которые могут понести ответственность в связи с конфликтом интересов, является своеобразной профилактикой более значительных нарушений (сговоров заказчика и участника торгов), а также коррупции, уверен начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев, не панацея, конечно, но поможет.
Сыграть на руку тому или иному поставщику у заказчика есть возможность или на этапе подготовки технического задания, либо проведя конкурс вместо электронного аукциона, чтобы поставить завышенные баллы по непрозрачным критериям, говорит заместитель председателя ФАС Рачик Петросян. Факт неразрывности интересов заказчиков и владельцев крупнейших поставщиков является основой всех отношений по освоению средств государства, считает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин, власти, по крайней мере, начали говорить о конфликтах интересов в госзаказе – и это уже можно считать огромным прогрессом.
Но главное задание заключается не в исправлении закона, а в предотвращении ситуации сокрытия конфликтов интересов топ-менеджерами, уверен Бегтин. В настоящее время поставщик только указывает в заявке на то, что конфликта интересов нет, а осуществлять проверку этого заказчику необязательно. Все будет зависеть от настоящего желания взять под контроль, замаскировать свои интересы можно и с помощью подставных лиц, замечает проректор Академии труда и социальных отношений, член экспертного совета при правительстве Александр Сафонов.