Вчера, 1 августа, Росстат опубликовал данные, в которых подтверждается версия того, что нынешний кризис спровоцирован ростом неравенства доходов. В частности, рост коэффициента Джини в России произошел на протяжении первых шести месяцев текущего года впервые с 2012 года, сообщают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
Эксперты констатировали впервые с начала нынешнего спада в экономике процесс роста неравенства доходов населения. Если верить опубликованным вчера данным Росстата, коэффициент Джини, который является самым распространенным в мире индикатором расслоения имущества, на протяжении первого полугодия 2016 года продемонстрировал рост до 0,399 в сравнении с 0,396 в первом полугодии годом ранее. До того времени, с начала первого полугодия 2013 года, данный показатель не демонстрировал снижения два года подряд. В соответствии с результатами первых четырех месяцев текущего года уровень коэффициент Джини составлял 0,392, информировали ранее в Росстате.
Показатель доходов 20 процентов наиболее бедных категорий российского населения за первое полугодие сократилось на 0,1 пункта (до 5,6 процента в сравнении с 5,7 процента в прошлом году). Вместе с тем доля доходов 20 процентов самых зажиточных россиян стада больше не 0,2 пункта (с 46,7 до 46,3 процента), отмечается в данных Росстата.
Растущее неравенств является тенденцией как раз ныне наблюдаемого риска. Об этом в интервью изданию «РБК» заявил руководитель Института труда и страхования РАНХиГС Александр Сафонов. Так, пять лет назад, когда в самом разгаре был кризис, со стороны правительства было принято решение поднять размер заработных плат для сотрудников бюджетной сферы на треть. А теперь реальные доходы населения продолжают сокращаться в связи с там, что в государственном бюджете нет денег для выплаты социальной помощи, пояснил Сафонов.
Согласно решению высшего руководства России, был заморожен рост заработных плат в государстве, отмечает Наталья Орлова, являющаяся главным экономистом Альфа-Банка. Размер номинальных заработных плат в России вырос на протяжении первых шести месяцев 2016 года на 7,8 процента (год к году), однако в государственном секторе их рост меньший, чем в среднем по стране — всего пять или шесть процентов год к году, говорит Орлова.
Изменение коэффициента Джини составляет от 0 до 1. И чем ближе значение приближается к нулевой отметке, тем с большей равномерностью распределяются доходы граждан. Вместе с тем статистика неравенства доходов подвержены сезонным колебаниям, поэтому наиболее репрезентативные данные по итогам полного года, когда принимаются во внимание все квартальные и годовые премии, сезонные колебания в оплате труда, дивиденды и т. д.
В течение прошлого года коэффициент Джини в России был равен 0,412, сократившись относительно 2014 года (0,416). Показатель снижается с 2012 года, а своего максимума в российской истории он достигал в 2007 году.
«К сожалению, экономическая модель является таковой, что определенная часть населения, получавшая высокие доходы, или имеет отношение к государственным заказам (в том числе это имеет отношение к военно-промышленному комплексу) либо речь идет о подрядных организациях, имеющих отношение к сфере строительства. У них объем либо снижение доходов не до такой степени существенны, по сравнению с коммерческими организациями. Таким образом, одна часть людей лишается своих доходов, часть — сохраняет. Само собой, коэффициент Джини начинает увеличиваться», — размышляет Сафонов. Помимо этого, у самых обеспеченных людей часть доходов всегда была номинирована в американской валюте, и по причине девальвации рубля их доходы только увеличивались.
Вместе с тем продолжается рост количества людей, которые живут за чертой бедности (те, у кого доходы ниже прожиточного минимума). Если в минувший кризис по результатам 2008 года таких было 13,4 процента от общей численности населения (или 19 млн человек), то в настоящее время этот показатель составляет уже 15,7 процента (за чертой бедности проживают 22,7 миллиона человек). Как раз процесс роста разрыва между богатыми и бедными может служить объяснением парадоксальному на первый взгляд факту: розничные продажи в стране продолжают падать, несмотря на рост реальных зарплат. Хотя зарплаты с учетом инфляции росли на протяжении четырех из пяти прошлых месяцев, падение розничной торговли оставалось около 5% с начала 2016 года, написал на прошлой неделе Bloomberg. Зарплаты могут расти у тех людей, которые и так потребляют достаточно, с другой стороны у людей, которые могли бы потреблять больше, зарплаты не растут, рассуждает Орлова.
Эксперты ожидают исчерпание Резервного фонда в 2016 году.
В нынешнем году федеральный бюджет России может недосчитаться 1,8 триллиона рублей доходов. Если это произойдет, Резервный фонд будет исчерпан в этом году. Об этом говорится в исследовании ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе».
«Если предположить, что годовой план по ненефтегазовым доходам федерального бюджета удастся выполнить, а нефтегазовые доходы на протяжение второго полугодия будут примерно равны доходам в первом полугодии, по итогам года федеральный бюджет недополучит 1,8 триллиона рублей», — отмечается в тексте.