Проводится ли в отношении премьер-министра Российской Федерации спланированная дискредитирующая кампания? Источники из Кремля рассказывают, что да. Как полагает Олег Кашин, новый скандальный имидж способен быть выгоден самому Дмитрию Медведеву.
Выражение из словосочетания «натужная интрига» звучит как-то абсурдно, но тяжело охарактеризовать по-другому то, что осуществляется сегодня вокруг премьера России Дмитрия Медведева. Новая, уже не первая по счету, волна слухов о скорой его отставке, что началась с материала в Financial Times. Ажиотаж по отношению к очередному спорному высказыванию руководителя правительства Российской Федерации, который рекомендовал педагогу, недовольному собственной заработной платой, заняться бизнесом. Странная петиция, которая требует отставки Дмитрия Медведева на страницах Change.org, неожиданно набрала свыше 200 000 подписей. Утечка из Кремля о «заказной кампании» в отношении Медведева, инспирированной его оппонентами на выборах.
Так смотрится стандартное проявление той традиционной для путинской России игры политического направления, которую чаще всего называют еще одним абсурдным словосочетанием – «борьба башен». Чем выше закрытости в делах правительства Российской Федерации, тем выше возможности для политологов отыскать очередное смертельное противостояние в кругах Владимира Путина.
FT описывает о вероятной замене Медведева Алексеем Кудриным, но и таким слухам уже примерно пять лет - они стартовали с первого дня после того, как Дмитрий Медведев огласил осенью 2011 года, что отправляется в правительство, уступая кресло президента Владимиру Путину. Незадолго после такой рокировки между Медведевым и Кудриным произошел публичный, в присутствии телевизионных камер, конфликт, и с того времени Кудрин - безусловный и постоянный конкурент Медведева за премьерское кресло. Годы проходят, а слухи никуда не исчезают.
По сей день политик.
Особенностью сегодняшнего витка слухов в отношении отставки Дмитрия Медведева является то, что чуть ли не впервые за все 4 с половиной года его нахождения на кресле премьера у него образовались публичные защитники в среде условной оппозиции - стало модно говорить, что слова Медведева не столько напоминают анекдоты, сколько правдивы (финансового ресурса и в самой действительности нет, а в бизнесе заработать по-настоящему можно больше и лучше, чем в школе), и что сам Дмитрий Медведев остается первым лицом либерального крыла в путинском правительстве.
Когда Дмитрий Медведев находился в президентском кабинете в Кремле, его публичных сторонников в среде либеральности было немалое количество, но в тот же миг после сентябрьской рокировки с Владимиром Путиным данная поддержка испарилась - в самой действительности, странно поддерживать того, кто добровольно отказался от президентских амбиций и расстался со всеми декларированными им раньше идеями от «модернизации», и до свободы, которая «более, чем несвобода».
Как написал Олег Кашин для Deutsche Welle, Медведев-премьер - человек, чья общественная поддержка имеет строгое ограничение теми людьми, которым положено поддерживать его по обязанности, в первую очередь - номенклатурой «Единой России», главой которой Медведев считается последние пять лет и под руководством предвыборного перечня, который присутствует уже на вторых в своей жизни парламентских выборах. Но именно 2 последних скандала с неполиткорректными высказываниями Дмитрия Медведева об положении россиян в экономическом понимании продемонстрировали, что общество по сей день подготовлено воспринимать его в качестве самостоятельного политика, что заслуживает адресную критику, которая так или иначе выделяет его из бесцветного перечня функционеров страны.
Это может быть удобным с той точки понимания, что в правительстве всегда обязан быть некто, на кого, отводя критику от первого лица, обязано обрушиваться все отрицательное общественное мнение, но у подобной роли имеется и другая сторона - всегда может найти людей, которые станут относиться к «премьеру для битья» как к приемлемой политической альтернативе, тем более что выбор в настоящее время критически мал.
Защищенность и уязвимость.
Серия, что не так давно проходила с назначениями управляющих регионов, когда исполняющими обязанности губернаторов ставали одновременно трое бывших представителей ФСО, в том числе 2 личных охранника Владимира Путина, - продемонстрировала качественно новую обстановку в кадровой политике Москвы: к нынешнему году Владимиру Путину просто стало неоткуда брать новых граждан, президент вообще прекратил хоть кому-либо доверять помимо представителей из самого ближнего - физически ближнего - круга. Если он проводит поиск новых губернаторов в своей охране, то где ему искать нового премьер-министра?
В подобной обстановке Дмитрий Медведев может стать и более уязвимым, и более защищенным - с одной стороны, Владимиру Путину его заменить некем, с обратной - любое неосторожное действие премьера может быть воспринято как проявление его недопустимых для Москвы амбиций. Медведеву останется единственная возможность пройти по огневой линии - вот такое балансирование по краю шутовства, когда премьер может быт воспринят не как серьезный политический представитель, а как автор скандальных высказываний, превращаемых в мемы.