Согласно официальной риторике руководства страны, Россия находится на передовой линии борьбы против мирового терроризма. За недавнее время в государстве не произошло ни одного крупного теракта, но высокая опасность присутствует. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
Своими размышлениями об угрозе экстремизма в России в тексте публикации для американского издания Newsweek поделился Дмитрий Тренин, директор московского центра Карнеги и регионального филиала Фонда Карнеги за международный мир. Он констатирует, что за недавнее время в России крупные теракты не случались. Вместе с тем, теперешнему руководству страны необходимо соблюдать осторожность, поскольку присутствует высокий риск потенциальных неприятностей.
Для непосвященного наблюдателя странной может показаться ситуация, в которой русскоязычные боевики формируют одну из самых многочисленных групп в числе бойцов-иностранцев запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». На протяжении более 10 месяцев российские силовики принимают участие в ближневосточном конфликте. Также известно, что высокая нестабильность фиксируется в Северо-Кавказском регионе, крымские татары обещают принимать меры против российской оккупации полуострова. Тем не менее, в отличие от Франции, Германии и Бельгии, всплеск экстремизма Россию не затронул.
Впечатления о спокойствии в России являются не совсем верным. В конце октября прошлого года крушение пассажирского самолета над Синайским полуостровом забрало жизни 224 россиян, что больше количества жертв всех терактов во Франции недавнего времени вместе взятых. Ответственными за теракты считаются представители местной группировки джихадистов, которые присягнули на верность «Исламскому государству». Тот факт, что перелеты между Россией и Египтом не восстановлены, говорит о сохранении высокого уровня потенциальной угрозы.
Несомненно, Россия находится под прицелом ИГИЛ. Поклявшиеся в верности ИГИЛ боевики реализовали несколько террористических актов в Дагестане. ФСБ информирует о росте активности возможных террористов на всей территории государства. В нескольких регионах российские силовики предполагают возможное появление террористов-смертников. Известно, что в свое время решение о вмешательстве в ближневосточный конфликт в Кремле позиционировали как упреждающий шаг, который поможет избежать прихода терроризма на территорию России.
Пока внутри России крупные теракты не происходили. Катастрофа авиалайнера произошла после поднятия самолета в воздух из египетского аэропорта. Российские военнослужащие, убитые в Сирии, погибли преимущественно в боях. Опасения возможного роста террористической активности на время проведения Олимпийских игр в Сочи не оправдались.
Можно с уверенностью сказать, что российские силовики имеют огромный опыт противодействия терроризму, соответствующее законодательство постепенно становится еще более жестким. Сейчас под жестким контролем лидера Рамзана Кадырова находится Чечня, ранее считавшаяся главным источником проблем внутри России.
Террористическая угроза в России и европейских странах отличается.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, можно сказать, что между Россией и европейскими странами есть большая разница. Именно европейские страны стали главной мишенью боевиков, которые связаны или вдохновляются ИГИЛ. На протяжении многих веков, по утверждению Дмитрия Тренина, в России бок о бок жили православные и мусульмане. Далеко не всегда интеграция проходила без сложностей, но в результате на всех уровнях сложился приемлемый способ сосуществования.
В Российском государстве ислам является официальной религией, которая признается законодательством наряду с православным христианством, иудаизмом и буддизмом. Мусульманские мигранты, приезжающие в Россию с целью трудоустройства, едут из бывших советских республик среднеазиатского региона. После приезда в Россию мигранты либо ищут временные подработки, либо пытаются закрепиться для последующей ассимиляции. Воздействие исламского терроризма смягчается природой Российского государства, страны многонациональной, многоконфессиональной, с имперским наследием.
Также следует принимать во внимание российский опыт, полученный в 1990-х и начале 2000-х годов в период Чеченской войны. В это время теракты стали популярным инструментом, который использовался экстремистами в Москве и других городах. В пассажирских самолетах, на станциях метро, в многоэтажных домах происходили взрывы, заложниками становились посетители театров и школьники. Все эти события происходили на фоне вооруженного противостояния на Северном Кавказе. После завершения войны Кремль определяет в качестве одного из своих приоритетных заданий сохранение мира в регионе, что во многом обеспечивается наличием тесной связи между президентом России и чеченским лидером.
Тем не менее ни одно из вышеуказанных обстоятельств не является основанием для излишней самонадеянности российской власти. Поводом для тревоги в Москве на данное время являются джихадисты, воспитанные внутри государства, последователи ИГИЛ и боевики, которые возвращаются в Россию из Сирии. В то же время на горизонте возникают новые неприятности. По сути своей, российская силовая операция в Сирии является ограниченной, но не имеет лимита по времени. Вполне реальная опасность, которая надвигается с южного направления, должна приниматься во внимание руководством страны.