Во время совместной пресс-конференции с главой внешнеполитического ведомства Германии Франком-Вальтером Штайнмайером его российский коллега Сергей Лавров озвучил сразу два интересных заявления. Прежде всего, глава МИД России заявил о наличии у Кремля улик, подтверждающих причастность украинских военных к попытке совершения террористических актов в аннексированном Крыму: «Помимо всего, что вы увидели по телевизионным каналам, мы располагаем неопровержимыми доказательствами о том, что это была диверсия, которую планировали давно представители Главного управления разведки Министерства обороны Украины и которая имела своей целью дестабилизацию обстановки в российском Крыму».
Эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на издание «Деловая столица» отмечают, что фраза Лаврова является достаточно занятной. Главным образом по той причине, что даже если допустить существование таких доказательств, их следовало бы озвучить во время заседания Совета Безопасности ООН. Но пока остается неясным, ожидают ли в российской ФСБ, пока тамошние разработчики составят аналог «Пауэрпойнта» и сумеют завоевать мир, или же российская сторона не располагает достаточным временем, чтобы придумать новые доказательства. Не секрет, что такой фастфуд, которым кормят телезрителей в России, явно не понравится иностранным дипломатам. При всем этом данное заявление может быть подано и в качестве агитации для внутреннего потребления – с целью усилить «телевизионные версии» всего, что происходит. Это может показаться тем более нелепым, что Кремль сам себя разоблачил.
Недавно было проведено заседание Совета Безопасности России из-за якобы попытки террористического акта, итогом которого стал полный пшик. По информации издания «Ведомости», участники встречи так и не смогли выработать каких-либо «определенных мер по отношению к Украине». И это при том, что и Лавров, и сам Путин заявляли о неизбежности «последствий».
В соответствии с информацией «Ведомостей», варианты о нанесении ответных ударов на заседании Совбеза никто не рассматривал. Не в последнюю очередь это произошло потому, что страны Запада с очевидной четкостью заявили о своем недоверии к доказательствам Кремля, а также о том, что готовы надлежавшим способом реагировать. Поэтому российские власти не решились идти на риск. И все же не исключено, что ответ России на Донбассе себя ждать не заставит. Это совершенно очевидно с учетом того, что ранее один из собеседников «Ведомостей» заявил о возможном намерении России прекратить сдерживать ответные действия «армии» самопровозглашенной Донецкой народной республики. Подтверждением этого является информация из районов проведения антитеррористической операции, в частности о том, что наблюдается перемещение «ихтамнетов». Поэтому в данном случае суть вопроса заключается в том, будет ли данное обострение носить локальный характер, или же Лавров опять что-то будет придумывать для Штайнмайера.
Еще один немаловажный момент касается заявления главного российского дипломата относительно перспективы разрыва дипломатических отношений с официальным Киевом. «Я не уверен, что сейчас мы оказались в ситуации, когда у кого-то есть заинтересованность в разрыве дипотношений, эта мера является крайней», – отметил Лавров. В средствах массовой информации Украины, да и среди пользователей социальных сетей данное заявление вызвало немало комментариев. Часто отмечалось, что заявление министра иностранных дел России прозвучало именно тогда, когда украинские власти совершенно серьезно начали рассматривать данный вопрос.
На самом деле изображать из себя гопника является любимой игрой Москвы. Схема достаточно проста: наезд – оценка реакции – развитие успеха или отступление. В данном случае наездом было заявление главы российского правительства Дмитрия Медведева 12 числа текущего месяца о большой вероятности разрыва дипломатических отношений. Но учитывая достаточно вялую и невнятную реакцию Украины, в частности объяснение Павла Климкина, почему нам не стоит этого делать и весьма неохотную угрозу введением виз, причин включать заднюю у Москвы, в принципе, нет. Можно предположить, что украинское общество стало свидетелем еще одного раунда грызни среди представителей российского истеблишмента. То есть воспринимать сказанное Лавровым нужно в качестве реплики на слова Медведева.
Перспектива состава правительства РФ и судьбы нынешнего премьера после думских выборов становится одной из самых любопытных тем для экспертов как в самой России, так и за ее пределами, в частности, ввиду перестановок и чисток госаппарата, длящихся на протяжении всего 2016 года. Пока наибольшего шума наделала замена главы президентской администрации. И если распространенное сейчас объяснение о том, что Путин начал менять соратников на слуг, верно, то что можно сказать о вынужденных союзниках, которые превращаются в балласт? Медведев, которого в свое время назначили на должность номинального президента-местоблюстителя, фактически отыграл все нужные режиссеру роли. О тандеме уже давно забыли, а пост председателя правительства по нынешним временам равняется должности свадебного генерала. Тем более что его первый зам, которого называют в числе вероятных претендентов на премьерское кресло, Игорь Шувалов, является человеком президента.