Главную в нынешнем году приватизационную сделку в России, а именно – продажу 50,08 процента государственного пакета «Башнефти» – решили отложить на неустановленный срок. Как отмечают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», соответствующее решение принял глава российского правительства Дмитрий Медведев. По мнению экспертов, причиной такого хода является борьба за актив между двумя компаниями: ЛУКОЙЛ и «Роснефть», которая вылилась в серьезный конфликт между членами правительства и Администрации президента. Главным образом задержка выгодна «Роснефти», которая в данной борьбе является аутсайдером. Однако результат конфликта может оказать непосредственное влияние на госкомпанию посредством роста налоговой нагрузки на отрасли и риск активизации продажи части государственного пакета «Роснефти».
Подтвердила принятое российским премьером решение его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Она подчеркнула, что данное решение прошло согласование с президентом Путиным. При этом Тимакова не захотела раскрывать какие-либо подробности. Согласно информации издания РБК, причиной для соответствующего решения стало то, что к главе Кремля обратился башкирский лидер Рустэм Хамитов.
Источник издания «Коммерсант» подтвердил, что инициативу относительно сдвига времени приватизации «Башнефти» на самом деле подал Дмитрий Медведев. Очевидно, глава российского правительства решил, что нужно взять паузу, так как обстановка касаемо «Башнефти» «в значительной мере накалилась» и привела к достаточно серьезному конфликту между частью чиновников президентской администрации и правительства. Так или иначе, а на уровне экспертов консультации все же будут продолжаться. Суть проблемы в том, что российский лидер хотя и принимал участие в совещаниях по «Башнефти», не определил свою точку зрения, отметил один из федеральных чиновников. Глава Российского государства выслушивал доводы сторон в пользу продажи государственной доли компании, но мнение не высказывал.
Главная непубличная борьба за актив ведется между ЛУКОЙЛом и «Роснефтью». Между тем, принимая во внимание позицию чиновников, конечная победа ЛУКОЙЛа выглядела более вероятной. В августе стала известна оценка госпакета — 297-316 миллиарда рублей, и ни у кого из участников рынка не было сомнений, что «Башнефть» будет продана осенью. Свою уверенность в этом выразил и глава Министерства экономического развития РФ Алексей Улюкаев. По информации российских СМИ, для некоторых высокопоставленных лиц, в частности для Минэкономики и Росимущества, сообщение о переносе сроков стало неожиданностью и пока не сопровождалось какими-либо формальными указаниями ни в устной, ни в письменной форме. Об этой новости инвестиционные консультанты, такие как «ВТБ Капитал» и Sberbank CIB, узнали благодаря средствам массовой информации. В пресс-службе «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа» не предоставили каких-либо комментариев, однако некоторые источники сообщают, что задержка – результат усилий главы госкомпании Игоря Сечина.
На формальном уровне дедлайнов относительно приватизации «Башнефти», по словам некоторых источников в правительстве, и так не выставлялось, хотя наиболее обсуждаемой версией был сентябрь. Пакет был оценен экспертами E&Y в июле, и его актуальность, согласно государственному заданию, будет действовать в течение шести месяцев – до января 2017 года. По той причине, что в декабре-январе сделку из-за праздников провести фактически невозможно, это означает, что если приватизацию «Башнефти» не провести в ноябре, то следующее окно открывается только весной, причем все согласования придется проходить заново.
Основным официальным противником условно утвержденной правительством схемы приватизации «Башнефти» был Рустэм Хамитов. Накануне он сделал заявление, что является сторонником задержки. В перечне июльских предложений главы Башкирии президенту, стало объединение пакетов акций региона и Российской Федерации с передачей их во внешнее управление для повышения капитализации компании и последующей совместной приватизации (отвергнуто), а также «двуступенчатая» продажа федерального пакета акций «Башнефти» – 15 или 25 процентов осенью с той же целью «разогрева рынка».
В свою очередь, в правительстве в рабочем порядке не хотели принимать какие-либо альтернативы, однако Игорь Сечин оказывался от любого предложения господина Хамитова, поскольку при немедленной приватизации «Башнефть» почти наверняка доставалась ЛУКОЙЛу, тогда как отсрочка оставляет «Роснефти» шансы. Господин Сечин попытался также убедить Владимира Путина, что «Роснефть» может заплатить за актив больше, чем ЛУКОЙЛ. Часть экспертов заявили об опасениях, что в результате стоимость пакета «Башнефти» окажется выше диапазона оценки – назывались цифры 350-360 млрд. руб. Из-за этого увеличивалась возможность срыва торгов, поскольку ЛУКОЙЛ готов был только к сделке по высшей границе официальной оценки. Дело в том, что Башкирия отказывалась уступать принадлежащий ей блокирующий пакет, и это мешало бы эффективной и полной интеграции «Башнефти» в структуру ЛУКОЙЛа в обозримом будущем.