С приближением годовщины августовского путча 1991 года социологи поинтересовались отношением российских граждан к этому событию. Оказалось, что постепенно знаменитые события стираются из памяти среднестатистических россиян. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Для определения отношения россиян накануне 25 годовщины августовского путча 1991 года специалисты-социологи из «Левада-Центра» провели соответствующий опрос. Стало известно, что только 50 процентов опрошенных граждан смогли вспомнить о попытке членов ГКЧП совершить государственный переворот 25 лет назад. Около 48 процентов граждан признали, что не помнят или не знают о событиях, произошедших 19-21 августа 1991 года. Еще 2 процента респондентов думают, что 25 лет назад произошло какое-то другое событие.
Интересно, что большинство граждан, которые вспомнили, что произошло 25 лет назад, расценивают путч как один из эпизодов борьбы за власть в высшем руководстве страны, таких россиян оказалось 35 процентов. Еще 30 процентов опрошенных убеждены, что попытка переворота было трагическим событием, которое имело негативные последствия для народа и государства. В понимании 8 процентов респондентов путч является победой демократии, которая положила конец власти КПСС. Около четверти участников исследования (27 процентов) назвали вопрос об оценке августовских событий 1991 года слишком сложным для себя.
Поинтересовались социологи также у россиян, как бы они действовали в случае гипотетического повторения августовского путча 25-летней давности сейчас. Оказалось, что при попытке возвращения к советской системе в современности на защиту российской демократии вышли бы только 16 процентов российских граждан. Около 44 процентов граждан заявили социологам, что никуда бы не пошли, несколько больше 40 процентов не определились, что бы делали в подобной ситуации.
В рамках интервью директор «Левада-Центра» Лев Гудков объяснил, почему российские граждане почти забыли о победе демократии, которая состоялась 25 лет назад. Социолог полагает, что происшествия августа 1991 года постепенно вытесняются из памяти населения, поскольку отсутствуют механизмы для удержания этих событий в сознании масс. Поэтому половина опрошенных ничего не помнит о произошедшем и не может дать какую-либо оценку августовскому путчу.
Показательной является картина также в возрастном срезе. К примеру, около 90 процентов молодежи ничего не знает о событиях 25-летней давности. С увеличением возрастных показателей постепенно демонстрируется рост количество знающих, рубеж находится на уровне в 45-50 лет. То есть люди, которые лично наблюдали за событиями, помнят, но младшие не могут ни вспомнить, ни дать осмысленную оценку этому событию.
Память о попытке путча властью не подавляется – Гудков.
Говоря о причинах отсутствия знаний, Гудков констатирует, что память о попытке путча целенаправленно властью не подавляется. Однако современное руководство страны старается особенно внимание на этих событиях не сосредотачивать. Такое отношение к историческим событиям Гудков объясняет тем, что вся сегодняшняя власть, режим консервативно-реакционного типа, в большой степени восстанавливает политические установки и тип гражданского сознания, характерные для советского времени позднего периода.
Учитывая сходство между разными историческими эпохами, население имеет широкое пространство для размышлений над происходящим сейчас. Тем не менее намного сильнее память о событиях 1991 года общество самостоятельно вытесняет из себя. Изменение отношения к августовским событиям социологи фиксируют при оценке результатов аналогичных опросов, которые проводятся в разные годы.
Лев Гудков называет оценку событий 1991 года участниками исследования показателем, который меняется больше всего. В 1991 году эти события однозначно воспринимались гражданами как победа демократии. Примечательно, что речь шла о победе общества над коммунистической номенклатурой советского времени, коррумпированной и недееспособной. Со свежими впечатлениями россияне довольно однозначно оценивали события.
С середины 90-х годов, по утверждению социолога, в опросах начала появляться тенденция к разочарованию населения в результатах подавления путча. Постепенно все больше россиян склонялись к мысли, что августовские события по сути своей были трагическим событием или борьбой за власть между различными группировками.
В настоящее время среди ответов преобладает вариант с объяснением произошедшего как трагического события. Более 40 процентов респондентов выбирают этот вариант. Тем не менее внимание к событиям августа 1991 года является крайне важным моментом для понимания сути происходящего в России сейчас.
По ментальности теперешнее российское руководство является выходцами из структур сторонников ГКЧП, которые в свое время выступили организаторами путча. Еще одним интересным моментом, несомненно, является почти полное отсутствие информации о событиях августа 1991 года среди российского населения молодого возраста. Однако этот момент имеет свое объяснение.
Социолог сообщает, что в свое время удалось узнать о некоторых особенностях преподнесения исторической информации в российских школах. Занимательные данные удалось получить в результате социологического исследования, посвященного преподаванию в школах. Стало известно, что структура образовательного процесса построена так, что до изучения событий 1991 года школьная программа не доходит. Для обзора этих событий педагогам фактически не оставляют времени, поэтому учителя не дают ученикам ни понимания, ни интерпретации, ни возможности оценить данные события в рамках учебного процесса.