С приближением к дате августовского путча 1991 года попытки отметить годовщину событий сталкивается с возрастающим количеством трудностей. Российское руководство не демонстрирует желания вспомнить о событиях, которые многие россияне считают причиной для гордости за народ. Об этом информируют журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Российские пользователи соцсетей и авторы публикаций в прессе обсуждают ГКЧП. Через несколько дней исполнится ровно 25 лет провальному путчу. Московская мэрия, видимо, решила сделать подарок всем людям, которые дорожат этой датой и воспоминаниями об августовских событиях. В городской власти не согласовали проведение праздничных мероприятий, соответствующими ведомостями на своей странице в соцсети поделился Михаил Шнейдер.
Сопредседатель Московского отделения партии ПАРНАС Шнейдер пишет, что мэрия с нарушением всех возможных сроков ответила на уведомления о проведении памятных мероприятий, посвященных годовщине событий августа 1991 года. Мероприятия на 25-ю годовщину Августовской демократической революции городскими властями не разрешены. Организаторы получили от московских властей стандартный ответ с привычными издевательскими формулировками.
В этом году традиционную панихиду 20 августа, которая в память погибших проводится на месте гибели, организаторам предложили провести на территории гайд-парка в Сокольниках. Площадкой для митинга защитников Белого дома московская мэрия определила Суворовскую площадь. Церемония поднятия государственного флага, которую планировали провести 22 августа, осталась без площадки, от нее предложено отказаться.
Шнейдер пишет, что инициаторы проведения торжественных мероприятий «издевательские предложения», поступившие от мэрии, не принимают. Вместе со Львом Пономаревым Шнейдер подготовил ответ на предложения от городского руководства. В прокуратуру Москвы оппозиционеры намерены обратиться 19 августа.
Соратник Шнейдера Лев Пономарев в публикации на своей странице в социальной сети Facebook называет путч ГКЧП и последующее противостояние одним из немногих эпизодов из истории России, когда судьбу страны в конфликте между властными группировками решили граждане. Решающую роль сыграли не подданные, а именно миллионы граждан, которые в соответствующий момент вышли на улицы и площади.
Последующие события показали, что вскоре после произошедшего в августе номенклатура сумела повторно сомкнуться, затем и вовсе окуклилась. Скоро руководство страны начало активно заниматься подавлением появившихся совсем недавно демократических свобод и развязыванием агрессивных войн. Главной из войн, начатых российской властью, Пономарев называет борьбу против гражданского общества внутри России. Поэтому нет ничего удивительного в том, что события, произошедшие в августе 1991 года, теперешнее руководство страны предпочитает не помнить.
Главред «Еженедельного журнала» Александр Рыклин считает отказ Московской мэрии от проведения активистами памятных мероприятий решением историческим. Данное событие он называет избавлением действующей власти от масок. Журналист подчеркивает, что сейчас руководители страны прямо признали себя наследниками и продолжателями дела ГКЧП.
В своей публикации для издания «Ведомости» политолог Дмитрий Травин пишет, что настоящая демократия так и не стала результатом событий 25-летней давности. Он констатирует, что четверть века назад, в дни августовского путча казалось, что в России демократия победила навсегда. Также воодушевленные россияне верили, что они всего на несколько лет отстали от других стран центральной Европы, в которых бархатные революции прошли немного раньше. На сегодняшний день россиян, которые смотрят на происходящее вокруг с оптимизмом, почти не осталось.
По прошествии многих лет оказалось, что «демократия» образца конца 1980 годов на самом деле была довольно качественным развлекательным шоу. Непривычному к подобным развлечениям обществу происходящее определенно понравилось. Подавляющее большинство россиян в этом шоу выступали зрителями, исключение представляли собой только люди из небольшого процента действительно мыслящих граждан.
Вскоре после событий августа 1991 года российское общество в происходящем разочаровалось. Однако разочарование также было специфическим. Российское общество потеряло веру не в демократию как политический институт, а в «демократию» в формате некоего устаревшего зрелища. Во втором случае роли в шоу исполняли убогие провинциальные актеры, в зрелище отсутствовал драйв, не было увлекательного сценария, как и мастерства лицедеев.
Травин убежден, что настоящая демократия в российском случае находится в будущем, а не в прошлом. Эксперт подчеркивает, что нет смысла говорить о разочаровании российского общества в том, чего граждане толком и не видели. В настоящее время россияне сталкиваются с проблемами, связанными с теперешней политической системой. Тем не менее нет смысла говорить о разочаровании российского общества в демократии, которая продолжает оставаться для подавляющего большинства граждан понятием неизвестного содержания. Разочаровываются современные россияне, по утверждению политолога, совсем в других моментах из жизни собственной страны.