В Российской Федерации назначили нового министра образования. Ею стала Ольга Васильева. По мнению Гали Кош, члена Харьковской правозащитной группы, о Васильевой можно сказать, что она имеет достаточно специфичную позицию, касающуюся политики кровавого диктатора Иосифа Сталина, а также о том, что информация относительно количества жертв сталинского террора – это самое настоящее преувеличение. Детальнее с мнением Кош о процессе реабилитации Сталина в России знакомились эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер»
Глава Российского государства проинформировал о том, что Ольга Васильева назначена на должность главы Министерства образования 19 августа, когда отмечалась 25-я годовщина восстания, результатом которого стал крах Советского Союза. Вероятно, можно говорить разве что о совпадении, но после новости о назначении нового министра стало совершенно ясно, что Россия взяла курс на советское прошлое.
На страницах издания «Ведомости» приведена цитата «близкого к руководству Министерства образования» человека, который, на условии анонимности, заявил, что назначение нового главы Министерства образования – это не что иное, как «плевок в лицо модернизационных идей». Сама же Васильева, по его словам, является «крайним консерватором, настаивающем на приоритете религиозного воспитания. Даже там, где было понимание необходимости сотрудничества на международной арене, способности к конкуренции на мировом уровне, мы, судя по всему, взяли курс на изоляцию», — отметил он. По утверждению собеседника Ведомостей, возможно введение в средних школах России православного воспитания с 1 по 11 класс.
Буквально до последнего времени 56-летняя Васильевна занимала должность председателя руководителя управления по общественным проектам при Администрации президента. Кое-кто может назвать эту должность скучной, в которой главную роль отвели обычной бюрократии. В действительности, все далеко не так. О создании этого департамента стало известно в 2012 году после того, как Российскую Федерацию охватили начались активные акции протеста в связи с третьим сроком Путина на должности президента. Результатом народных выступлений стал новый период репрессий. И задачей возглавляемого Васильевой департамента стала консолидация патриотического воспитания и духовно-нравственные основы».
Одним из главных проектов данного департамента оказалось проведение выставки под названием «Православная Русь. Романовы», о ней еще три года назад писал Коммерсант. На выставке показывалось, каким образом Россия и династия Романовых одержали победу над внутренними и внешними врагами. Было принято считать, что декабристы, которых всегда называли героическими борцами за свободу и прогресс, в действительности намеревались «уничтожить царскую семью и разделить страну на несколько государств». Мол, у них была готовность повергнуть Россию в «кровавый хаос». По окончании выставки посетителям предложили просмотреть видеоряд под названием «Россия с 1917 года и по наши дни», завершавшийся «возрождением России с Путиным и патриархом» (имеется в виду Кирилл, глава Русской православной церкви).
Задачей департамента была выработка концепции патриотического воспитания. Эта задача, вместе с формированием единого учебника по истории, была обозначена в качестве приоритетной.
Как пишут журналисты издания «Коммерсант», концепцию учебника написали давно, однако споры из-за нее все еще не умолкают. Несколько недель назад издание информировало, что Васильева прочитала лекцию для членов правящей партии Единая Россия. Один из ее слушателей отметил, что в процессе лекции она «четко намекнула, что Сталина, несмотря на все его недостатки, можно считать благом для государства, так как перед началом войны он занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и начал пропагандировать русский язык и литературу, что по большому счету и помогло одержат победу в войне. А большевизм является разъединением нации, разрушение государственности и национальных скреп».
Такие заявления нового министра активно цитируют, хотя подтверждение их подлинности является нереальным. Но другие утверждения Васильевой проверить можно. Никто не спорит с тем, что, по ее мнению, большевики отбросили всю историю до 1917 года. Соответственно, с 1917 по 1934 год термин «патриотизм» и его понимание были утеряны.
В 1931 году, как рассказала Васильева, Сталин начал «спасать» положение. В процессе своего выступления 4 февраля 1931 года он заявил: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость». Как считает Васильева, именно тогда, в 1931 году, концепты родины и патриотизма были «реабилитированы», вместе с тем, под родиной подразумевалась дореволюционная Россия.
Затем наступил 1991 год и распад Советского Союза, который Путин охарактеризовал как «величайшую катастрофу ХХ столетия». Васильева также осуждает изменения, начавшиеся в 1991 году, утверждая, что «был повторен тот же эксперимент, что и в 1917 году».
Как в первом, так и во втором случае были предприняты попытки уничтожения истории, считает Васильева, «очернить прошлое, чтобы попытаться вычеркнуть традицию из общественного сознания. Люди снова перестали говорить о «патриотизме»».