В экспертной среде обсуждается вчерашнее распоряжение российского президента о проверке боеготовности армейских подразделений. Эксперты дают разные объяснения действиям хозяина Кремля. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Проверка затрагивает практически все армейские подразделения, размещенные на западном направлении российской территории – от юга и до севера страны. Смысл проверки заключается в оценке готовности российской армии к экстренным ситуациям и неожиданным событиям. Эксперты из разных стран неодинаково оценивают решение, принятое в Кремле. Российский военный эксперт Александр Гольц убежден, что история, которую сейчас можно наблюдать, началась еще в 2013 году.
В феврале 2013 года назначенный недавно на должность главы Минобороны Сергей Шойгу провел внезапную проверку войск в Центральном военном округе. Она показала наличие довольно прискорбных фактов и общую низкую готовность войск. С тех пор практика проведения внезапных проверок является одним из ключевых направлений работы оборонного ведомства. Тем не менее нередко под видом проверок руководство российского Минобороны проводит несколько иную деятельность.
Часто проверки служат прикрытием для подготовки к непосредственному ведению боевых действий или их репетиции. В качестве примера Александр Гольц указывает проверку сил Черноморского флота, спецназа и ВДВ весной 2013 года. Затем все указанные подразделения принимали участие в силовом сопровождении аннексии Крыма. Кроме того, развертывание российских войск в непосредственной близости к украинской границе в конце февраля 2014 года также происходило под аккомпанемент разговоров о внезапной проверке.
В этот раз проверка будет проводиться с 25 по 31 августа, она затронет Южный, Западный и Центральный военные округа, а также Северный флот, командование ВКС и ВДВ. География проверки, по утверждению эксперта, говорит о том, что планируется привлечение всех сил и средств, ориентированных на европейскую часть России. Как правило, Центральный военный округ служит резервом, где подготавливаются войска для последующей переброски. Военными учениями будет охвачена вся европейская часть российской территории.
Примечательно также, что учения пройдут в регионах, где недавно созданы новые дивизии. На территории западного военного округа создаются 2 дивизии, еще одна формируется на базе Южного округа. КВС и ВДВ для военного командования служат главным резервом, подразделения неизменно задействуются при всех крупных учениях.
Описывая возможную цель проведения учений, Гольц напоминает, что несколько раз Россия использовала внезапные проверки для того, чтобы нарушать положения Венского документа. Этот договор является последним из работающих в Европе документов, который служит для обеспечения мер военного доверия в Европе.
В идеале документ должен гарантировать, что ни у одной из стран не будет возможности концентрировать войска для дальнейшей реализации агрессивных действий. В прошлом Москва уже манипулировала этим документом довольно успешно. В момент аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе под видом внезапной военной проверки Кремль концентрировал воинские подразделения на границе.
От масштабного вторжения в Украину Кремль не отказался – Сунгуровский.
В украинском экспертном сообществе неоднозначно оценивают инициированную главой Российского государства проверку войск. Михаил Сунгуровский, директор военных программ киевского Центра имени Александра Разумкова, полагает, что Кремль вовсе не отказался от планов масштабного вторжения на Украину. Именно с этими планами может быть связана неожиданная проверка боеготовности российских войск.
Проверка армейских подразделений, по мнению эксперта, является одним из способов силового шантажа. Вероятность полномасштабного наступления в Киеве видят, к подобному развитию событий украинское руководство готово. Подобные меры со стороны Кремля могут иметь 2 цели:
- запугивание и принуждение Киева к уступкам;
- агрессия, которая может закончиться как минимум на границах 2 крайних восточных областей Украины. Если к этому времени дестабилизированной будет ситуация также в других областях южного региона, не исключено, что география распространения конфликта может оказаться еще более обширной.
По утверждению эксперта, на помощь от иностранных партнеров Украина сможет рассчитывать только после того, как коалиция получит мандат ООН на реализацию каких-либо действий. На данном этапе несанкционированное вмешательство не представляет собой выгодный вариант ни для НАТО, ни для пребывающих на пороге выборов Германии, Франции или США. Международным правом вмешательство в ситуации такого рода не предусмотрено, вряд ли кто-то из политиков западных стран решится нарушать требования закона.
Некоторые военные эксперты в Киеве ожидают атаки российских войск на Украину до 20 сентября. Комментируя эти слухи, Михаил Сунгуровский, подтверждает, что, действительно, вероятность присутствует, поскольку хозяин Кремля нуждается не просто в эскалации напряженности, но в небольшой победе. Перед парламентскими выборами российский лидер не заинтересован в развязывании новой агрессии, ему требуется получение гарантированной победы.
В рамках гибридной войны параллельно российской стороной ведется работа, направленная на дестабилизацию ситуации в Николаевской, Одесской, Запорожской и Херсонской областях. Для Кремля расшатывание ситуации на этой территории является задачей-максимум. Военный эксперт напоминает, что соответствующая работа по противодействию ведется внутри Украины. Пока одномерное мышление подводит российских стратегов, украинские власти реализовывают комплекс мер с целью нормализации ситуации в потенциально нестабильных областях.