Российское законодательство запрещает гражданам использовать ряд технических устройств. Даже хранение запрещенной аппаратуры может стать причиной уголовного преследования гражданина, о чем свидетельствует пример Руслана Соколовского. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
Арестованный после размещения видеозаписи с ловлей покемонов в храме Екатеринбурга видеоблогер Руслан Соколовский стал фигурантом еще одного уголовного дела. При обыске следователи нашли у него авторучку с видеокамерой. Согласно положениям российского законодательства, хранение подобной аппаратуры запрещено. Между тем авторучка с видеокамерой является не единственным техническим приспособлением, наличие которого может стать причиной проблем с законом для владельцев.
В Следкоме по Свердловской области сообщили, что в квартире, где проживал обвиняемый, сотрудники правоохранительных органов изъяли авторучку, которая подпадает под признаки специального технического средства для негласного получения информации. Предметы такого рода в гражданском обороте ограничены. Следователи сообщили, что за незаконное использование такой техники предусмотрена уголовная ответственность.
Оборот в России действительно ограничен для целого ряда технических средств, в список которых входит ручка с камерой. Несмотря на ограничения в законе, такие ручки без лишнего труда можно приобрести во многих российских интернет-магазинах. Около 7 тысяч рублей (107,8 долларов) нужно заплатить за камеру-ручку с встроенным датчиком движения. Аналогично без трудностей можно найти очки или галстук, оснащенные подобным устройством.
Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает такую технику, как запрещенную. Часть 1 статьи 138 запрещает «незаконный оборот технических средств для негласного получения информации». Обнаружение подобного устройства у российского гражданина может обернуться для него лишением свободы на срок до четырех лет. Несмотря на очевидный риск, многие россияне продолжают пользоваться такими средствами для получения доступа к информации. Особенно популярной подобная техника является среди журналистов, ведущих расследования.
На условиях анонимности журналист одного из российских телеканалов рассказала, что в свое время работала в криминальной программе. Некоторые сюжеты базировались на расследовании мошенничества и других нарушений закона. При подготовке сюжетов использовались скрытые камеры, встроенные в обычные для россиян в повседневной жизни предметы. Кроме ручек, использовались также барсетки и клатчи с камерами. Для журналистов-мужчин изготавливаются наручные часы и галстуки с записывающим устройством.
Самым удобным в использовании предметом журналистка назвала очки с камерой, но больше они подходят для женщин. Очки с камерой отличаются от обычных толстыми дужками, которые при необходимости можно замаскировать длинными волосами. Качество съемки подобными устройствами, по ее словам, далеко не самое лучшее, но в каждом из сюжетов упоминается, что съемка велась тайно. Некоторые опытные журналисты для записи используют свои смартфоны. Главным моментом при этом является естественное поведение и умение вести съемку незаметно.
Тайная съемка всегда сопряжена с риском.
Отдельным моментом при работе с тайной съемкой является вопрос безопасности. Если фигурантами расследования выступают мошенники – после обнаружения съемки они, как правило, разбивают записывающую технику и выталкивают журналистов из помещения. Полицейские в подобных случаях действуют несколько иначе. Российским законодательством съемка в полицейских участках запрещена.
По утверждению журналистки, полицейские при обнаружении съемки предпочитают обходиться без применения силы, просто приказывают отключить запись. Правоохранители могут приказать журналистам удалить видео, если съемка ведется на телефон. Тем не менее скрытые камеры, как правило, остаются незаметными, поскольку подобными устройствами журналисты-новички не пользуются. Повторное обнаружение съемки дает право полицейским выгнать журналиста из помещения.
Скрытая съемка в больнице, по словам журналистки, остается незамеченной. В суде запись замечают, но в большинстве случаев относятся к съемке снисходительно. Самым большим риском в расследовательской деятельности журналистов она называет поделку всевозможных удостоверений, необходимых для проникновения в интересующее место. Съемка обычно не влечет за собой особых проблем с законом.
По решению Кировского районного суда Екатеринбурга Руслан Соколовский арестован, его обвиняют в оскорблении чувств верующих. Причиной задержания видеоблогера стали размещенные им на видеохостинге YouTube ролики с ловлей покемонов. В одном из видео Соколовский показывает процесс ловли персонажа в местном храме. В других роликах молодой человек критически рассказывается о РПЦ и высоком уровне клерикализации современного российского общества.
Оппозиционер и основатель «Фонда борьбы с коррупцией» Алексей Навальный выступил в поддержку блогера. Также молодого человека поддержал Евгений Ройзман, градоначальник Екатеринбурга. Мария Баронова, кандидат в депутаты вот Басманного района Москвы создала на сайте Change.org петицию с призывом немедленно освободить из-под стражи Руслана Соколовского. В тексте обращения Баронова указывает, что закон об оскорблении чувств верующих, принятый в июне 2013 года, противоречит четырем статьям российской Конституции.