В России состоялась публикация докладов о ходе проведения предвыборной кампании в Государственную думу, авторами которых являются представители Комитета гражданских инициатив (КГИ) а также движения «Голос», сообщают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Ведомости». По словам представителя КГИ Александра Кынева, проведение агитации не имеет совершенно никакого содержания и является деполитизированным. Все кампании представителей одномандатных округов уже стали персонифицированными и достаточно отдаленными от партийных брендов. Что касается партийной агитации, то она носила больше социальный, а не политический характер. Кынев не без иронии отметил, что агитация партий больше напоминала рецепты огурцов.
Из-за перенесенной агитационной кампании на летние месяцы участники выборов были вынуждены достаточно рано включиться в процесс борьбы, а основным элементом кампании оказались праймериз, отмечается в отчете КГИ. Агитация, не имеющая никаких ограничений на праймериз, стала более яркой в сравнении с фактической кампанией. На протяжении летних месяцев системные партии для проведения агитации использовали только почту и газеты, распространяющиеся на бесплатной основе. А провластная партия «Единая Россия» прибегла к использованию также косвенной агитации – в виде предоставления информации о профессиональной деятельности ее кандидатов (в том числе в Тверской области под Владимира Васильева был создан псевдообщественный, по утверждению КГИ, проект для ремонта дорог). Деятельность же непарламентских партий не была в значительной мере заметной.
Быть в курсе того, что состоятся выборы, не смотря телевизионные каналы или не читая политические ресурсы, было бы нереально. Наглядная агитация, отмечают эксперты, была минимальной, точно так же, как почти незаметными были и публичные мероприятия. Хотя здесь не обошлось без исключений в самых конкретных регионах – Иркутской, Нижегородской, Новосибирской областях и так далее, и округах – Костромском, Барнаульском и т. д.
Представители КГИ склонны утверждать, что вялая кампания является на самом деле частью стратегии, предполагающей снижение явки. Из-за этого стала возможной жесткость характер регистрации, равно как и недопуск серьезных претендентов в списки, и неформальные договоренности партий, чтобы избежать конкуренции сильных кандидатов. Свое влияние также оказала и непростая ситуация в социально-экономической сфере, которая напомнила о необходимости растягивания ресурсов на более продолжительное время, отмечают в КГИ.
Большая часть участников начали действовать более активно под конец августа, во многих регионах основными событиями оказалась никак не агитация, а войны юридического характера между участниками.
Использовались спойлерство, агитационные кубы, социальные сети – как правило, без обратной связи, а еще «вирусные» ролики. На тусклом фоне ярко выглядела кампания разве что второго номера списка ПАРНАСа – блогера Вячеслава Мальцева. Самая активная фаза пришлась на летние отпуска, из-за чего стала возможной наиболее вялая и неактивная кампания за последние десять лет, согласились с экспертами КГИ представители движения «Голос». В отчете его представителей есть информация «Медиалогии»: на начало кампании СМИ с положительной точки зрения говорили о единороссах в 3 раза больше, чем о КПРФ, в 4 раза больше, чем об эсерах и ЛДПР, и в 50 раз больше, чем о ПАРНАСе.
Трендами кампании, по информации «Голоса», стали регионализация, фактический отказ партии власти от активной федеральной кампании и вытеснение непарламентской оппозиции в блоги и социальные сети.
Альтернативное мнение.
Заместитель секретаря генерального совета «Единой России» Ольга Баталина заявила о своем несогласии с экспертами КГИ и «Голоса»: на агитационную кампанию повлияло возвращение к одномандатным округам, а самой главной темой стала местная, дворовая повестка. Основными формами агитации были встречи с людьми и те информационные материалы, которые на таких встречах, как правило, раздаются, – газеты, буклеты, листовки, отметила она. «Мы ощутили этот общественный запрос на этапе предварительного голосования: люди не ожидают от нас яркой баннерной кампании, обилия роликов, что потребовало перестроить федеральную агиткампанию», – объясняет Баталина и сообщает, что многие лидеры территориальных групп тоже вели кампанию в стилистике одномандатников.
«У остальных партий, возможно, и была вялая кампания, но не у нас», – считает Михаил Дегтярев из ЛДПР: партия впервые использовала нетрадиционные площадки – аэропорты, поезда, другой транспорт.
Кампания не такая яркая и эпатажная, как в прошлые годы, не возражает эсер Александр Бурков: «Она приняла другие формы, например, мы делаем акцент на реальной помощи и реальных делах – уже два года действуют наши центры защиты прав граждан».
Это на самом деле была одна из самых тихих и вялых кампаний, но КПРФ отработала ее, говорит коммунист Дмитрий Новиков: ранний старт позволит провести много партийных мероприятий и распространить в разы больше информационных материалов. «Власти намеренно шли на тихую кампанию, чтобы получилась низкая явка», – считает Новиков.