Интересным для пользователей социальных сетей стало известие о предстоящей отправке в космос мощей преподобного Серафима Саровского. Профильные специалисты уверяют, что абсурдной эта идея является только на первый взгляд. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Святейший патриарх Кирилл своим благословением одобрил передачу представителям Центра подготовки космонавтов частицы мощей преподобного Серафима Саровского. Экипаж корабля «Союз МС-02» возьмет реликвию с собой в полет и доставит на Международную космическую станцию, вылет планируется осуществить в ближайшее время. В социальных сетях эту новость обсуждают довольно активно, подавляющее большинство пользователей не понимает смысла затеи.
Гасан Гусейнов, профессор факультета гуманитарных наук в Высшей школе экономики, убежден, что странной мыслью отправка религиозной атрибутики в космос кажется только людям непосвященным. На самом деле предложение следует рассматривать в контексте нескольких слоев. Важно понимать, что современное общество живет в очень интересное время, когда накопленные десятилетиями раздражения и ожидания сошлись воедино в одной точке.
В советское время население жило в условиях культа науки, прогресса и рациональности, хотя и наука далеко не всегда была настоящей. Параллельно с успехами в естественных дисциплинах в советское время существовала идеология – «научный коммунизм». В сознании людей противоречивое сочетание оставило отпечаток, который проявляется сейчас в довольно неожиданный способ. Это обстоятельство во многом обуславливает реакцию российской общественности на предложение об отправке мощей в космос.
Противоречие вышло наружу в момент, когда россияне начали говорить о религии совершенно серьезно. Вдруг важной составляющей жизни современного человека стало не только православие, но и все другие конфессии и деноминации. Служители культа начали активно строить храмы, отправлять обряды, завозить в Россию мощи и даже пояс Богородицы. Усиление религиозности совпало с сильной суеверностью, также уходящей корнями в советские времена.
Современные россияне подвержены влиянию тысяч суеверий ничуть не меньше, чем в доисторические времена. Поэтому на данном этапе можно наблюдать за пересечением в единой точке бытовых суеверий и абсурдного внедрения в общественную жизнь религиозности. На частном уровне, возможно, это столкновение не стало бы таким резонансным, но события внедряются в общественную и политическую жизнь.
Россиянам навязывают определенную религиозную идеологию. Профессор подчеркивает, что речь идет даже не о вере в Бога, поскольку вера является частным делом каждого гражданина. В соответствии с собственными предпочтениями каждый россиянин может верить или не верить в Бога. Однако в целом российским гражданам приходится наблюдать в реальном времени за столкновением суеверий и роста религиозности.
По утверждению эксперта, отправка в космос мощей в качестве амулета и с совершенно непонятной целью может рассматриваться как глумление над чувствами верующих или богохульство. Гусейнов признается, что совершенно не может понять, с какой радости отправляются мощи святого на околоземную орбиту. Именно непонимание трансформируется в российском обществе в истерический смех. В понимании ученого истерическая реакция или нервное восприятие происходящего также являются показательными. На самом деле с помощью подобного способа российское общество выражает собственную беспомощность, бессилие и неспособность осознать суть событий вокруг себя.
Александра Архипова, сотрудник Исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора», по-другому оценивает происходящее. Она напоминает, что в советские времена распространенной была пословица «Гагарин летал – бога не видал». Фольклор подтверждает, что в Стране Советов светский Гагарин и религиозная проблематика находились на разных полюсах. В советскую эпоху религиозность и светские события очень четко противопоставлялись, в сознании современных россиян это распределение еще существует.
Тем не менее в новости об отправке на орбиту мощей Серафима Саровского есть и другой аспект. Символичным моментом эксперт вызывает то, что мощи должны облететь землю. Именно в этом моменте содержится несколько другая, но довольно интересная составляющая ожидаемого события.
Напоминает Архипова, что среди москвичей ходит легенда о событиях, случившихся во время Второй мировой войны. Москвичи рассказывают, что во время наступления немцев на Белокаменную, когда враги практически стояли под Москвой, Сталин выполнил защитный обряд. Сообщается, что с иконой Сталин облетел Москву на самолете, чем помог спасти стольный град от большой опасности.
Очевидно, что пересказ не соответствует действительности, впервые информация об этом появилась только в 60 годах прошлого века. Легенда передавалась в основном в кругах православных интеллигентов. Тем не менее еще больше распространенной легенда стала в постсоветские времена. Содержание легенды отсылает к устойчивой традиции, с которой в свое время церковь всячески пыталась бороться.
Восточноевропейские славяне, пытаясь защитить некоторые места, обходили их вокруг, держа в руках икону. Поводом вспомнить об этой традиции стали недавние события в Волгограде, где происходили взрывы в троллейбусах. Тогда горожане говорили, что президент Путин посетит Волгоград и с иконой облетит город, чтобы защитить население.
В этом же контексте можно воспринимать идею об отправке в космос мощей. Архипова полагает, что речь идет не просто о символической экспансии. Отправка реликвии в космос является не просто способом распространения христианских символов во всем обитаемом пространстве. Важной составляющей идеи является идея о символической защите населения всего земного шара.