Недавние выборы в российский парламент прокомментировал Игорь Эйдман. Низкую явку избирателей на участках он рассматривает как свидетельство условной популярности демократии в российском обществе. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российский социолог и публицист Игорь Эйдман в своей колонке пишет, что низкая явка на выборах 18 сентября показала отсутствие интереса к избирательному процессу со стороны россиян. На основании этих данных можно делать выводы о значении демократии для среднестатистических российских граждан. Эйдман вспоминает, что еще в 80-х годах с ним и его товарищами, задержанными во время демонстрации неформалами-демократами, откровенно поговорил «сотрудник органов».
Силовик рассказал задержанным, что старания их напрасны, поскольку демократии в России никогда не будет. Один из юношей на эту фразу ответил, что демократия наступит, когда люди, подобные «сотруднику органов», уйдут из власти. В результате за прошедшие почти 30 лет сотрудник КГБ сделал успешную карьеру, а его собеседник по-прежнему находится в рядах диссидентов.
Недостижимой мечтой демократия оказалась потому, что советская номенклатура сохранила власть в своих руках и превратила государственные ресурсы в свою частную собственность. От демократии со временем отказались не граждане, а властная элита. Диктатура для бюрократии более приемлема, поскольку позволяет закрепить присвоенные ресурсы. Коллективную волю правящей группы действующий президент понял правильно. Выборная система в России постепенно сильно изменилась.
Выборы как выражение поддержки вождя населением.
В европейских странах с демократией выборы представляют собой возможность сменить власть мирным путем, если интересам большинства граждан руководство государства больше не соответствует. Совсем по-другому выглядят выборы в восточных странах деспотичного типа СССР времен Сталина - Туркменистане или КНДР. Во втором случае выборы выступают своеобразным церемониалом, который демонстрирует поддержку вождя всем народом.
По мнению Игоря Эйдмана, современная российская власть стремится создать в стране церемониальную модель выборов. На данном этапе процесс еще не завершен. Сейчас россияне изменить власть на выборах уже не могут, но и всеобщей поддержки населения в результате избирательного процесса Москва не получает. Между тем добиваться от выборов результата, почти идентичного центральноазиатским показателям, Кремль уже умеет. С обеспечением принудительной явки ситуация пока труднее, поскольку добровольно ходить на бесполезные выборы население не желает.
Даже с учетом всех фальсификаций европейский процент проголосовавших Москве пока сымитировать не удается, что и продемонстрировали недавние выборы в Госдуму. Явка на уровне 48 процентов является беспрецедентной для России. Более чем на 12 процентов сократилась явка по сравнению с предыдущими парламентскими выборами. В этом контексте следует более детально рассмотреть интерес к демократии со стороны российского населения.
Российским гражданам демократия скорее не нужна, чем нужна. Социологические опросы показывают, что многие россияне по-прежнему являются приверженцами демократических убеждений. Эти идеи сильно пострадали от удара ура-патриотической пропагандистской кампании нескольких лет, целью которой было создание внутри России атмосферы осажденной крепости. Очевидно, что в стране, окруженной врагами практически со всех сторон, не может быть и речи о какой-то демократии.
Демократия в России также особенная.
В результате кампании пропагандистов количество россиян, которые поддерживают западную демократическую модель, сократилось с 26 до 16 процентов. За это же время численность сторонников необходимости смены власти по итогам проведенных свободных выборов снизилась с 60 до 45 процентов. Тем не менее утверждение о том, что демократия России не нужна, поддержали только 5 процентов респондентов. Около половины опрошенных социологами из «Левада-Центра» россиян стремятся к особой, российской форме демократии.
Вероятно, ничего плохого в таких результатах нет, поскольку в любой стране демократия имеет свои особенности. Практика показывает, что российские власти с успехом эксплуатируют эти настроения общества. В виде «самобытной демократии» власти навязывают россиянам самый настоящий авторитаризм, даже плохо замаскированной. Из политической системы страны демократию фактически изгоняют под привычную риторику о национальной специфике суверенности.
В создавшейся ситуации россияне не стремятся принимать участие в церемониальных выборах. Большинство российских граждан убеждено, что выборы не только не могут изменить жизнь к лучшему, но и сопровождаются серьезными злоупотреблениями. Однако такая ситуация вовсе не значит, что российским гражданам не нужна демократия. Скорее всего, они просто не видят в своей стране эффективных демократических институтов, которые могут принести обществу настоящую пользу.
Несмотря на положительное отношение к демократии в целом, отдельным ее проблемам российские граждане особого значения не придают. В списке вопросов, которые волнуют россиян, ограничение гражданских прав и демократических свобод занимает последнее место. Больше всего граждане взволнованы кризисом, коррупцией, высокими ценами, безработицей и бедностью. Взаимосвязи между отсутствием демократии и увеличением уровня социальных проблем в российском обществе, судя по всему, не видят.