Западные санкции в России были восприняты как очень враждебный акт, что наносит значительный вред нацэкономике. В ответ Москва ввела свои ограничения, отказавшись в Европе покупать значительный ассортимент продтоваров, что привело к росту цен внутри государства и уменьшению качества разной продовольственной продукции.
Принято считать, что официальная отмена санкций ускорит темпы по развитию российской нацэкономики. Поэтому и госчиновники, и президент, повторяя, что РФ не боится санкций, в то же самое время как большую победу подают даже малозначительное сообщение о том, что европейцы им хотели бы положить конец. При этом с 1-й стороны, негативное значение от санкций часто преувеличивают, а уже с 2-й — мало кто сегодня за думывается, какими в итоге окажутся разные экономические последствия, если в действительности санкции отменят. Об этом пишет глава Центра исследований постиндустриального общества В. Иноземцев, сообщает РБК.
Эффективность санкций.
Эксперт просит обратить внимание на самые серьезные ограничения — финансовые. Лишь в первый год с начала их введения весь внешний долг банков РФ и корпораций уменьшился, по спецстатистике Банка России, на 150 млрд. долларов. Кроме отрицательных последствий (недостаток инвестиций), санкции дали еще и позитивный эффект: они, в частности, оказывают давление на нацвалюту, тем самым правительству позволяя с выгодой конвертировать поступающую именно в виде нефтегазовых доходов инвалюту, а российским банкам — расширить кредитование.
А если представить, что санкции отменены, то европейские банки, где гособлигации сейчас приносят явно отрицательную доходность, начнут перекладывать часть своих финсредств в российские бумаги или даже кредитовать российские предприятия. В результате следствием будет резкий рост рубля — даже до 52 руб./$. Упадет конкурентоспособность товаров России, уменьшатся прибыли со стороны экспортеров Но опаснее другое: если учесть, что нефтегазовые (долларовые) доходы госбюджета составляют 40%, то вот укрепление рубля на 20% быстро «срежет» не менее чем 8% поступлений. Остатки ФНБ, а также Резервного фонда также обесценятся в рублях. Учитывая сильно возросший дефицит, оба фонда внезапно исчерпаются уже во 2-й половине следующего года, а вот сбалансировать госбюджет станет почти невозможно из-за спада рублевой цены на нефть ниже чем 2400 руб./барр., чего не было и в январе 2016-го, на локальных минимумах котировок нефти.
Если аннулировать санкции, говорит эксперт, то у российских банков, что в последнее время кредитуют коммерческие проекты под примерно 16-20% годовых, появятся многие конкуренты в виде финансовых институтов из Запада, предлагающих в итоге ставки в 3-4 раза ниже. Вряд ли это повысит инвестактивность но существенно понизит прибыли банковской сферы (и взимаемые с нее налоги), под вопрос поставив выживание множества финучреждений страны.
Отмена «контрсанкций», что, вне сомнения, случится, если Европа сделает первый шаг, способна еще и обернуться убытками и даже недополученной прибылью для нескольких тысяч сельхозпредприятий — тем более что производители из Центральной Европы, пострадавшие сильнее всего, быстро готовы вернуться на российский рынок. К тому же процесс импортозамещения, как и сам конъюнктурный рост в современном сельском хозяйстве, явно остановятся.
В последние годы российские нефтяники делали ставку на рост коэффициента извлечения на многих старых месторождениях и в этом преуспели: Вернуться к планам добычи именно в высоких широтах оказалось бы контрпродуктивно. Себестоимость по сырой нефти там превышает $70/барр., а вот по газу — $100/тыс. куб. м, что в нынешних условиях делает производство нерентабельным. Санкции в данной ситуации скорее даже фиксируют статус-кво (и даже спасают от новых бессмысленных инвестиций, нежели наносят значимый вред). В свою очередь, оборонщики России отвечают на санкции отчаянными попытками наладить производство многих недостающих комплектующих на отечественных предприятиях, и благодаря этому отчасти промышленное производство пока что снижается умеренно.
Конечно, можно отыскать сферы, где отмена санкций очевидно даст позитивный эффект — например, фондовый рынок, который на такой шаг ответит своим взрывным ростом. Но и здесь можно задуматься над тем, а не приведет ли это к новому «пузырю» и не спровоцирует ли увеличение цен на активы и недвижимость, который снова, в конечном счете, переложат на потребителей, уверен эксперт, сообщает издание "Биржевой лидер".
Если санкции все-таки будут сняты, то Россия начнет восстанавливать личные позиции лишь как рынок сбыта разных европейских товаров, а также финансовых услуг, но никак не как сильный индустриальный центр, что ориентирован на глобальный рынок. Вряд ли европейские предприятия придут в Россию с прямыми инвестициями, ведь при вызываемом отменой санкций росте рубля более-менее сравнительные издержки опять окажутся высокими, а вот доходы населения продолжат падать. Рубль, даже несмотря на продолжающийся кризис в экономике, не желает снижаться по отношению к главным мировым валютам. Официальная отмена санкций станет наилучшим сигналом к его росту, что иметь будет катастрофические последствия для госфинансов и серьезно затруднит восстановление всей промышленности.