19% от общего количества бедняков в России не получают соцподдержки, но при этом в ней не нуждаются 87% из тех россиян, которые пользуются почему-то всевозможными пособиями и льготами. Об этом 29 сентября рассуждают «Известия».
Данный вывод сделан аналитиками во Всемирном банке (ВБ) и Научно-исследовательском финансовом институте Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ МФ РФ).
На соцобеспечение российского населения государством тратятся три процента валового внутреннего продукта, а наличие дефицита доходов у малоимущих всех жителей РФ выражается в один процент ВВП. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что, следовательно, в случае адресного попадания лишь 29% расходных выплат по социалке проблемы с бедностью в России были бы решены.
Аналитическая записка «Об эффективной социальной поддержке населения по версии 3.0 касательно адресности, нуждаемости, универсальности», являющаяся промежуточным результатом в глобальном исследовании ВБ и НИФИ МФ РФ, утверждает: до двадцати процентов бедных по-настоящему людей (то есть у имеющих доходы ниже, чем прожиточный минимума) не доходят ресурсы соцподдержки. Большую часть ее мер направляют на поощрение личностей, имеющих записи об особых заслугах перед государством (около 140 мер) или на повышение привлекательности службы гражданской или службы в ситуациях с повышенным риском (чуть менее 120 мер).
Наиболее многочисленными категориями россиян, получающих соцпомощь, являются специалисты села и трудовые ветераны.
По мнению ряда кспертов, не самые это незащищенные граждане России.
Как следует из объяснений «Известиям» Елены Авраамовой, доктора экономических наук, профессора в Институте соцанализа и прогнозирования при РАНХиГС, получение социальных видов помощи ветеранами труда, имеющими награды за постоянство на рабочем месте, лишено всякого смысла. Ведь российский рынок труда отмечен очень частой сменой работ. Социологические исследования показывают, что частью ветеранов не используются просто эти льготы.
Государственные социальные программы (не считая пенсионных выплат) охватывают 71% жителей России, однако 19% от общего количества бедняков не получают соцподдержки. Такие цифры прозвучали после анализа данных при выборочном наблюдении Федеральной службой госстатистики и Росстатом доходов российского населения.
По предположению Авраамовой, это, вероятно, граждане, у которых по различным причинам нет возможностей или способностей коммуницировать со структурами, оказываюшими социальную защиту. Ведь для назначения помощи необходимо обратиться за ней. Если же нет обращений, то органы социальной защиты сами не будут инициировать свое общение с россиянами.
Со слов этого эксперта, нет в России структур, отслеживавших бы положение уязвимых потенциально групп граждан и рассказывавших бы им про возможные источники соцпомощи.
Елена видит проблему в информированности бедняков про положенные им социальные льготы – она прежде всего возникает перед не владеющими новыми технологиями в информационной сфере.
Оказывается, что согласно итогам исследований можно сделать вывод, что доходят имеющие адресный характер пособия, как наиболее действенные формы поддержки бедным, лишь до сорока с лишним процентов нуждающихся. Адресными в Российской Федерации являются, например, ежемесячные пособия на детей, субсидии на оплату жилого помещения, пособия в тяжелых жизненных ситуациях.
По степени охвата той или иной адресной программой соцпомощи нуждающимся регионы разнится между собой. Минимальный показатель в Калуге и Ханты-Мансийском автономном округе (меньше 20%), недалеко ушла и Карелия (не более 30%). Брянская область, Тюмень и Рязань демонстрируют охват реально нуждающихся в объеме около 40%. Наиболее благополучная ситуация в Бурятии, Чечне, Великом Новгороде, Дагестане, Красноярске и Камчатском крае (не менее 80 процентов).
Авраамова поясняет, что проявление региональной дифференциации соцпомощи исключительно велико по причине оказания социальной поддержки из бюджетных средств регионов. Некоторые из них с проблемой справляются лучше, а иные – хуже. Бедные субъекты Российской Федерации почти не имеют возможности для оказания социальных услуг – не хватает на это денег. Не хватает также и расторопности у многих субъектов, чтобы заняться организацией частно-государственного партнерства и помогать государству в деле оказания таких услуг. В числе проблемных Марий Эл, Тыва и другие. Чем регионы беднее, тем проблемы с социльной поддержкой там острее. А меры по выравниванию региональных бюджетов не принимаются пока, хотя такой вопрос стоит уже на повестке дня.
Существующие схемы распределения соцпомощи приводят к тому, что каждым рублем, потраченным из бюджетов субъектов России на меры адресного характера, сокращается на 28 копеек максимум дефицит доходов бедных (или нехватки средств в сравнении с показателем прожиточного минимума).
Одну из причин невысокой эффективности адресных видов помощи видят исследователи и в невысоком размере соцвыплат по адресам. В среднем в регионах их доля не превышает два процента в доходах, которыми располагает беднейшее население.
Авторами исследования подчеркивается, что даже в ситуации экономической рецессии есть ряд действенных «методов лечения» систем соцподдержки населения, но это уже тема другого разговора.
Государственная помощь не доходит до нуждающихся россиян
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.