По словам Антона Силуанова, возглавляющего Минфин РФ, в 2019 году курс национальной валюты просядет до отметки 71 рубль за доллар. Более детально прогноз курса рубля на 2019 год, озвученный главой финансового ведомства, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Антон Силуанов, как отмечает издание "Московский комсомолец", уже предупредил, что возглавляемое им ведомство закладывает в проект госбюджета на 2017-2019 годы среднегодовые курсы, соответственно, 67,5, 68,7 и 71,1 рубля за доллар. Казалось бы, после того, как завершились выборы в Государственную думу, никакого ослабления рубля не должно было быть, причем по весьма объективным причинам. Цены на нефть продолжают удерживаться в районе 50 долларов, какие-то серьезные долги перед зарубежными банками отсутствуют. Поэтому совершенно непонятно, почему рубль в ближайшие 3 года должен проседать по отношению к американской валюте.
Между тем еще 2 недели назад американское агентство Bloomberg получило "слив" информации от российского правительства (явно хорошо спланированный) относительно курса рубля – якобы до 2019 года он будет колебаться в пределах 64-65 рублей за доллар. Впрочем, данное сообщение вряд ли зародило в ком-то оптимизм, поскольку падение курса рубля за последние 2 года уже давно ввергло население страны в ступор или в близкое к нему состояние. Невозможность купить туристическую путевку на зарубежные курорты – это еще ничего страшного, однако цены на отечественные товары также начали устанавливать вовсе не радующие простых российских обывателей новые рекорды, - отметили у брокера NAS Broker.
Пик продуктовой инфляции вроде бы уже остался позади – он был пройден, судя по всему, в феврале-марте прошлого года, когда цены на продукты питания поднялись, по сравнению с августом 2014 года, на 51 процент. После этого темп инфляции снизился, в том числе и благодаря краткосрочному укреплению национальной валюты. Сегодня Росстат сообщает, что за последние 2 года продукты питания в Российской Федерации подорожали всего лишь на треть. Это, с одной стороны, конечно же, радует, поскольку все могло быть и хуже. Однако, с другой стороны, непонятно, где взять деньги на их покупку, когда никто не собирается индексировать пенсии и повышать зарплаты.
Падение курса национальной валюты всегда ускоряет процесс инфляции.
Здесь стоит напомнить один закон макроэкономики, который так часто любит повторять глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Согласно данному закону, снижение курса национальной валюты обязательно приводит к ускорению темпа инфляции. Однако это происходит не сразу – цены начинают расти примерно через 3-4 месяца. Но в том, что они вырастут, можно даже не сомневаться.
Получается, что министр финансов совершенно зря надеется на снижение уровня инфляции в 2017 году до 4 процентов. Если курс нацвалюты будет таким, как запланировало Министерство финансов, достичь данного показателя инфляции будет невозможно. Тогда непонятно, с какой целью Силуанов запугивает российских граждан – все вроде бы уже привыкли к доллару по 63-65 рублей. Впрочем, в России руководство страны, как правило, думает о рядовых обывателях в самую последнюю очередь.
Как известно, возглавляемое Силуановым ведомство отвечает в первую очередь за сбалансированность бюджетов, как федерального, так и региональных. Между тем последним приходится все чаще обращаться к центру за финансовой помощью. Вместе с тем у федерального бюджета, в свою очередь, в следующем году ожидается дефицит размере 3,2 процента от ВВП (в 2016 – 3,7 процента).
Вроде бы здесь нет ничего страшного – согласно рекомендациям Международного валютного фонда, страна не должна допускать ситуацию, когда размер ее внешнего дога составляет более 60 процентов от ВВП. При этом у Российской Федерации размер госдолга составляет около 12 процентов ВВП, тогда как у Соединенных Штатов Америки данный показатель перевалил уже за 100 процентов. Впрочем, если в РФ посчитать еще и долги государственных компаний, то долг будет значительно большим, однако до 60 процентов ВВП он все равно не дотягивает.
Вместе с тем на новые займы России рассчитывать нельзя, поскольку действуют введенные против нее санкции. Между тем внутренние ресурсы минимальны – вот как раз поэтому Министерство финансов и "чудит", стремясь наполнить государственную казну. Было озвучено уже множество предложений, направленных на повышение нынешних налоговых ставок – в первую очередь страховых платежей, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. Кстати, в западных странах, когда они боролись с последствиями финансового кризиса 2008-2009 годов, ставки налога на прибыль и НДС увеличивали вовсю.
Владимир Путин пообещал не увеличивать налоги до 2018 года. Но если прямые налоги увеличивать запрещено, то косвенные можно. Для начала Минфин предложил повышение акциза на сигареты и на бензин, однако дополнительные доходы, полученные от этого, станут для бюджета каплей в море. Нужен более мощный инструмент, и его в финансовом ведомстве нашли: нужно ослабить национальную валюту практически на 10 процентов. Тогда всем должно быть хорошо – и налоги поднимать не нужно, и дефицит постепенно снизиться. Однако при этом в Минфине "забыли" об инфляции – если курс рубля действительно просядет до озвученных Силуановым отметок, то Центробанку явно не удастся снизить ее уровень до 4 процентов.