Известный российский актер театра и кино Константин Райкин, возглавляющий театр "Сатирикон", заявил, что Россию хотят вернуть во времена Сталина. Более детально мнение Райкина о попытке вернуть страну в эпоху сталинизма изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Константин Райкин, выступая 24 октября (в день рождения своего отца Аркадия Райкина), на 7-м съезде Союза театральных деятелей России, раскритиковал сложившуюся в настоящее время ситуацию. Райкин отметил, что отец учил его такой вещи, как цеховая солидарность – это некая этика в отношениях между людьми, занимающимися одним с тобой делом. Сейчас, по мнению артиста, как раз настало время, чтобы об этом вспомнили все.
По словам Райкина, он очень встревожен всеми теми явлениями, которые происходят в настоящее время, когда отмечаются "наезды" на искусство, в том числе и на театр. Это агрессивные, наглые, экстремистские, совершенно беззаконные действия, которые прикрываются словами о нравственно и морали, высокими и благими словами "патриотизм", "Родина", и так далее. Все эти группки якобы оскорбленных людей, закрывающих выставки и спектакли, ведут себя очень нагло, тогда как власть заняла по отношению к ним нейтральную позицию – последняя просто дистанцируется.
Райкин убежден, что в данном случае речь идет о посягательстве на свободу творчества, а также на запрет цензуры. Он подчеркнул, что не знает, как ко всему этому относиться, ведь запрет цензуры – это, наверное, самое великое событие в нашей жизни. Это событие векового значения в духовной, в художественной жизни России. Цензура, являвшаяся проклятием и многовековым позором отечественных искусства и культуры, наконец, была запрещена.
Между тем у кого-то сегодня явно чешутся руки изменить нынешнюю ситуацию, развернуть ее вспять и вернуть все обратно. Причем эти люди хотят вернуть ситуацию даже не во времена застоя, а в еще более давние – в период правления Сталина. С людьми искусства их непосредственные начальники разговаривают такими словами, таким тоном, с такими сталинскими установками и лексиконом, что просто не веришь своим ушам. Так разговаривают представители нынешней власти – например Владимир Аристархов, первый заместитель министра культуры. Его слова вообще следует переводить с "аристархского" на русский язык, поскольку становится просто стыдно от того, что представляющий Министерство культуры человек так говорит.
Деятелям театра нужно объединяться – Райкин.
Райкин отметил, что люди искусства просто сидят и все это слушают. Он не понимает, неужели нельзя здесь как-то объединиться? Люди искусства очень разобщены, они очень мало интересуются друг другом, но это еще полбеды. Главным является то, что есть такая манера – ябедничать друг на друга, клепать, клепать доносы. Но ведь сейчас это просто недопустимо.
Цеховая солидарность обязывает каждого работника театра не говорить плохо друг о друге в средствах массовой информации, а также в инстанциях, от которых все они являются зависимыми. Не надо вмешивать СМИ и выставлять ситуацию на всеобщее обозрение, поскольку творческое несогласие, распри – все это было и будет в дальнейшем. Но когда ими заполняются страницы газет и журналов, то это только лишь играет на руку врагам. Это играет на руку людям, которые хотят прогнуть сегодня искусство под интересы власти, под конкретные, маленькие идеологические интересы.
В настоящее время словами о патриотизме, народе, Родине и нравственности прикрываются, как правило, низкие цели. Райкин заявил, что он просто не верит группам обиженных и возмущенных людей, у которых якобы оскорблены религиозные чувства. Зато в то, что эти люди проплачены, известный актер верит. Это просто группки людей, которые якобы ведут борьбу за нравственность, причем делают это мерзкими, незаконными способами. Не нужно делать вид, будто власть сегодня является единственным носителем морали и нравственности, поскольку на самом деле это не так.
В этой связи Константин Райкин считает, что деятелям театра следует объединиться. Нужно забыть на время обо всех художественных рефлексиях по отношению друг к другу. В театральной жизни происходит масса интересных вещей, есть множество интересных спектаклей. Однако люди опять чего-то хотят – они клевещут друг на друга, доносят, ябедничают. И они опять хотят в клетку. Константин Райкин просто не понимает, для чего снова стремиться в клетку. Не нужно, чтобы опять была цензура.
Получается, что мы сами утрачиваем все свои прежние завоевания, сами от них отказываемся. Получается, что Достоевский, говоривший, что если нас лишить опеки, мы снова попросимся обратно, был прав? Неужели он такой гений, что настучал на нас на тысячу лет вперед, настучал на наше раболепство?
Райкин уверен в том, что всем людям искусства нужно обязательно высказаться по данному поводу, высказаться обо всех этих закрытиях, а то они просто молчат. При этом он отметил, что церковь уже забыла те времена, когда она сама подвергалась гонениям, когда ее травили, уничтожали священников, превращали храмы в овощехранилища. Сегодня церковь сама начинает действовать такими же методами. Значит, прав был Лев Толстой, предупреждавший, что церкви не нужно соединяться с властью, поскольку она будет не Богу служить, а заниматься обслуживанием последней.