В предложенном российскими властями "налоге на тунеядство" затаилось немало сюрпризов для государства, причем, довольно неприятных. Более детально о том, какие неприятные для государства сюрпризы таятся в данной инициативе властей, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
В Российской Федерации, как отмечает издание "Московский комсомолец", начали активно обсуждать возможность введения "налога на тунеядцев". Платить его должны будут лица, нигде официально не работающие, но пользующиеся при этом социальными услугами, оказываемыми государством, в том числе и медицинскими. Сплелось в этой истории многое – и неумение нынешней власти внятно объяснить людям сои истинные намерения, и неумение просчитать последствия своих шагов, и неполное представление руководящих национальной экономикой людей о том, что же там происходит в действительности.
Стоит отметить, что "налог на тунедцев" – это некорректный термин. Он был запущен с подачи некоторых депутатов Госдумы, однако правительство вовремя не пресекло его распространение, и не заменило чем-то более адекватным, отображающим реальную суть данного нововведения. Из-за этого по политике правительства был нанесен достаточно ощутимый удар – мол, в России собираются ввести очередной побор. Если во всем мире безработным выплачивают пособие, то "умники из либерально-экономического блока" (такое определение отводит все подозрения от главы государства) додумались взимать налог с людей, не имеющих работы, и, соответственно, доходов. Впрочем, согласно проведенному ВЦИОМ опросу, одобрили такое новшество 45 процентов россиян. Но это одобрение только лишь до тех пор, пока нововведение не коснется самих опрошенных, или же членов их семьи.
Формулировать нужно четче.
Глава правительства Дмитрий Медведев уже подчеркнул, что речь здесь идет "не о том". Так о чем тогда речь? Наверное, нужно формулировать инициативы более четко. Речь, скорее всего, идет о людях, которые получают доход, но скрывает его от государства, и не платят налоги, в том числе, и в Фонд медстрахования. Глава Минтруда Максим Топилин уже озвучил примерные цифры нового налога – 20 тысяч рублей в год. При этом министр добавил, что со временем эта цифра может вырасти. Топилин при этом подсчитал, что регионы из своих бюджетов платят за неработающего гражданина 8-9 тысяч рублей в год.
Здесь "средняя температура по больнице" мало о чем говорит. Если налог предлагается сделать единым для всех – 20 тысяч рублей – то почему выплаты регионов в ОМС разные? Почему налог предлагается сделать федеральным с единой ставкой, а не региональным, с разными? Давайте прикинем, на кого все-таки ляжет бремя нового налога. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается 85 миллионов неработающих граждан, в том числе, детей и пенсионеров. При этом данные официальной статистики показывают, что медианная начисленная зарплата по стране составила по итогам прошлого года 24 868 рублей в месяц. При ставке в 5,1 процента отчисления в ОМС каждого и таких "медианных работников" составляют 15 291 рублей ежегодно. Не стоит при этом забывать, что каждый 10-й работник уже сейчас платит в ОМС меньше, поскольку получает более низкую заработную плату. Получается, что с безработных планируют взимать больше, чем с работающих.
Судя по всему, правительство подозревает, что многие неработающие трудоспособные граждане, на самом деле, работают, но неофициально. В Росстате уже подсчитали, что в теневой экономике сегодня трудятся около 15 миллионов человек. В Минтруда приводят иные цифры – около 22,5 миллиона человек, а вице-премьер Ольга Голодец пошла еще дальше, назвав цифру в 38 миллионов человек, "занимающихся непонятно чем". Интересно, как правительство собирается вводить новый налог, имея такие серьезные разбежности по данным?
Можно представить себе типичный российский моногород, в котором большая часть населения годами не видела официальной работы. Люди живут за счет натурального хозяйства, или перебиваются случайными заработками. И тут появляется требование, чтобы они платили 20 тысяч рублей в год. Сразу же возникает вопрос – успеет ли Владимир Путин, лично выезжающий "гасить" социальные взрывы, такие как, например, в Пикалево, решить проблему во всех российских моногородах – их ведь в стране есть около 400.
Впрочем, наиболее рассудительные безработные начнут вставать на учет в центры занятости. И тогда уже государство должно будет им платить. Если умножить 38 миллионов "непонятно чем занимающихся" россиян на 850 рублей в месяц (минимальная выплата по безработице), то получится 3,230 миллиарда рублей в месяц. В год получается 38,7 миллиарда – это практически та сумма, которую по версии Счетной палаты "переплачивают" российские регионы за неработающих граждан – около 40 миллиардов рублей по итогам прошлого года.
К этому также следует добавить расходы, связанные с учетом огромного количества новых официальных безработных, а также расходы искусственное создание новых рабочих мест, на самом деле не нужных национальной экономике – регионы наверняка получат "сверху" такую разнарядку, чтобы улучшить статистические показатели. Между тем вопрос здесь следует ставить об эффективном учете соответствия реальных доходов граждан с их расходами, сокращая попутно объемы наличных платежей, а не городить огород, на котором в итоге ничего так и не вырастет.