Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев в своей статье для издания «Московский комсомолец» отмечает, что если судить по тому, сколько внимания российские власти нынче начали уделять теме тунеядства, можно сделать вывод, что «налог на тунеядство», так или иначе, введут, хотя, безусловно, у него будет несколько другое название. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер». По словам главы российского Минтруда Максима Топилина, возможно, такой налог составлял бы за год примерно двадцать тысяч рублей.
По мнению Николаева, запланированная в России борьба с тунеядцами не имеет ничего общего с тем, что было в данной сфере в советские времена. Эксперт уверен, что как такового плана борьбы с тунеядством у властей нет, им просто нужны деньги. Между тем в СССР, в период с 1961 по 1991 год, тунеядство приравнивалось к преступлению, которое заключалось в том, что совершеннолетнее трудоспособное лицо в течении длительного времени проживало на нетрудовые доходы и уклонялось от исполнения общественных работ. В мае 1961 года состоялось приятие Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Неработающие свыше четырех месяцев на протяжении одного года могли оказаться в местах лишения свободы по статье 209 Уголовного кодекса РСФСР.
Игорь Николаев задался вопросом: в связи с чем столь неожиданно возник вопрос с введением «налога на тунеядство»? Так долго времени его никто не платил, а вот теперь, оказывается, нужно это сделать. Как выяснилось, суть проблемы заключается в том, что в РФ формирование Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФСМС) происходит благодаря поступлению взносов работодателей (за работающее население), а также при внесении взносов региональных бюджетов (за неработающих). При этом к категории неработающих относятся не только дети, люди пенсионного возраста и студенты. В данном случае речь идет о трудоспособном населении, которое на формальном уровне не имеет постоянного места работы.
Согласно Конституции, представители такой категории граждан должны бесплатно получать медицинскую помощь. То есть для них – бесплатно, однако все это должно оплачиваться с региональных бюджетов. Назвать такой подход справедливым нельзя.
В минувшем году дефицит ФФОМС составил 65,3 млрд. рублей при том, что общие доходы составили 1,57 трлн. рублей, из которых 616 млрд. рублей составили перечисления из бюджетов регионов за неработающее население.
По словам Игоря Николаева, стоит отметить, что неработающие в трудоспособном возрасте — это не только студенты. В данную категорию также входят официально зарегистрированные безработные вполне попадают в эту категорию. Облагать их «налогом на тунеядство» было бы совсем неправильно. С какого дохода они будут отдавать налог? С пособия по безработице? Само собой, что с таких граждан «налог на тунеядство» взиматься не будет. К тому же если вспомнить опыт Беларуси, где в 2015 году приняли соответствующее решение, он не будет сниматься с родителей, которые воспитывают детей до определенного возраста; священнослужителей; лиц, отбывающих наказание в виде ареста, и т. п. В Беларуси такому решению дали запоминающееся название: декрет «О предупреждении социального иждивенчества». По этому декрету граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, то есть, не уплачивающие налоги, должны оплатить специальный налог в размере 20 базовых величин. В текущем году эта сумма составляет 420 белорусских рублей, или 13,7 тысячи российских.
В соответствии с информацией за сентябрь текущего года, в России насчитывалось примерно 900 тысяч официально зарегистрированных безработных. И они не будут платить налог. Но общая численность безработных составила 4 млн человек. Это те, кто не имел работы, активно ее искал и готов был в ближайшие недели выйти на работу (включая официально зарегистрированных). Именно так оценивает безработицу Международная организация труда (МОТ). Такие люди, получается, тоже должны будут платить «налог на тунеядство». Это, по мнению Игоря Николаева, не является правильным. А это означает, что они, так или иначе, должны быть выделены из категории плательщиков.
Если верить на данные Минтруда, общее число лиц, которые не получают доходы от трудовой деятельности, из числа трудоспособного населения, составляет более 16 млн. человек. Но есть и другие оценки: свыше 20 млн. потенциальных плательщиков налога. В любом случае примерный порядок цифр ясен: полтора-два десятка миллионов человек. Вот этот-то порядок цифр и пугает. Стоит только подумать, как он действует на чиновников: то сразу же захочется умножить эти цифры на двадцать тысяч рублей («для начала»). И никто при этом магическом влиянии величины возможных дополнительных доходов не захочет разбираться с плательщиками.
Есть еще один повод для беспокойства: никто не задумываются над возможной неконституционностью этого «налога на тунеядство». По российской Конституции у граждан есть право на оказание бесплатной медицинской помощи. Но действительно ли она бесплатная, если сначала нужно уплатить соответствующий налог?