Гибридная агрессия РФ против Украины не послужила поводом для консолидации постсоветских республик против экс-метрополии. Итоги первого тура выборов президента в Молдове вызвали неадекватную реакцию со стороны украинского общества. Явные алармистские настроения именно по поводу возможной победы И. Додона станут вряд ли должной заменой по-настоящему эффективной политике Киева на постсоветском пространстве, которую сформировать еще предстоит, считает политический эксперт Е. Магда, сообщает Эспрессо.TV.
Кремлевские технология укрощения Украины.
По мнению эксперта, на сегодняшний день реальным становится сам факт постепенного восстановления российского влияния в экс-республиках СССР, которые еще не так давно воспринимались именно как негативно настроенные к Москве. Формирование в Грузии конституционного большинства политпартией "Грузинская мечта", которая расширяет к тому же пространство для политических маневров благодаря появлению в стенах парламента пророссийски настроенного "Альянса патриотов" — вполне убедительное свидетельство такого процесса. Как известно, посла Украины в Грузии нет уже более года, а вот претензии Тбилиси за трудоустройство Саакашвили не стихают.
Важно понимать, говорит Магда, что гибридная агрессия россиян против украинцев не стала поводом для консолидации постсоветских стран против своей бывшей метрополии. Но она и не могла стать: Москва овладела тактикой "Разделяй и властвуй" и не имеет серьезных проблем, которые решить не может. Но ей приходится искать какие-то новые подходы, потому что ситуация меняется. При этом Киев не стал центром притяжения для разных бывших сестер, чему есть как субъективные, так и объективные причины.
Нынешняя экономическая ситуация Украине не позволяет действовать вопреки своим интересам или Россию переигрывать в сфере покупки лояльности. Да и т. н. ядерного зонтика нет у Киева. Но важно отметить другой факт: после распада Советского Союза оказалась разрушенной экономическая кооперация советского времени, а вот адекватные необходимые информационные каналы на всем постсоветском пространстве не появились. Зачастую украинцы получают сведения о событиях в тех же Беларуси и Молдове сквозь призму российских медиа, то же сказать можно об особенностях их информирования о событиях в Украине.
Приезд украинского посла в Молдове И. Гнатишина в Киев – никак не дипломатический демарш, а именно демонстрация заинтересованности официального Киева в сохранении дружеских отношений с республикой Молдова. Вырисовывание разных апокалиптических сценариев на 13 ноября, когда в соседней стране состоится 2-й тур президентской гонки, отвечает в значительной мере интересам России, которая выступает в таком случае куда сильнее, нежели есть на самом деле.
Эксперт объясняет, отмечает издание "Биржевой лидер", что если Кремль не сумел воплотить "план Козака" при президенте Воронине и правлении коммунистов, то почему это должно у него получиться сейчас? Но почивать на лаврах не следует, как и верить заявлениям г-на Лаврова. Команда Путина никак не отказалась от идеи федерализации современной Молдовы, и такой сценарий могут разыграть. Не нужно забывать о Приднестровье и Гагаузии, что весомы для понимания ситуации в той же Молдове. Активно противодействовать его реализации одной только Украине сложно, хоть и ясно, что Кремль на соседней стране обкатывает технологии по укрощению строптивой Украины. Вместе с тем, воспользоваться ситуацией для определенной интенсификации диалога с ЕС и Бухарестом стоит, если Киев стремиться усиливать свою внешнеполитическую субъектность. Было бы можно попробовать использовать также и механизмы ГУАМ (Украина, Грузия, Азербайджан, Молдова), но от такой организации, кажется, осталась лишь штаб-квартира в Киеве.
Победа какого-либо политика в парламентской республике на выборах президента не может рассматриваться как некий тектонический сдвиг. Совсем иное дело, если ее воплотить будут пытаться в досрочные выборы парламента, которые окажутся вызовом уже проевропейским силам Молдовы, испачканным разными коррупционными скандалами. Но они окончательно не потеряли возможность к консолидации, что показал результат М. Санду в 1-м туре президентской гонки. Значительная дипломатическая тревога Киева, вызванная успехом И. Додона, уйти должна в свисток громких заявлений и в случае его победы. Привлечение особого внимания к Молдове должно подтолкнуть активизацию отношений с иными постсоветскими странами.
К примеру, украинских послов уже более года нет ни в Минске, ни в Ереване, что вряд ли укрепит 2-сторонние отношения. И в таком случае удобно говорить об усилении влияния россиян в Беларуси и Армении, если ему не идет должное противодействие. Развитие ситуации в Молдове не трагедия для Украины, но вызов для ее дипломатии и ее способности претендовать на более заметную роль в Центральной и Восточной Европе. Лишь оболочки одного из крупнейших государств континента уже никак недостаточно для обеспечения более эффективного воздействия. Современные украинские интересы находиться должны не только лишь в Брюсселе и Вашингтоне, но еще и Тбилиси, Кишиневе, а также Астане. Важны качественные и понятные союзники.