Российский политик и депутат Госдумы РФ предыдущего созыва Илья Пономарев голосовал в свое время против аннексии Крыма, что стоило ему потери депутатского мандата. Он покинул Россию, перебравшись в США, а сейчас живет в Киеве, где, по его словам, помогает привлекать инвестиции в Украину. В интервью «Апострофу» он пояснил почему стал единственным, кто был в Думе против аннексии Крыма и о том, какой ему сейчас видится ситуация на родине. С мнением политика знакомит издание «Биржевой лидер».
На территории украинского Донбасса не затихает вооруженный конфликт, который начался сразу после аннексии Россией крымского полуострова. До сих пор звучат предостережения, что кроме вмешательства на Донбассе Россия может предпринять дальнейшую атаку на Украину. Однако Пономарев считает, что ожидать наступления на Киев не стоит, да и у наступления в направлении Крыма шансов не много. С другой стороны, на Донбассе стрельба продолжится и можно ожидать обострения. Так может произойти, потому что Москва через эскалацию на востоке Украины напоминает Киеву и ведущим западным державам о необходимости договариваться, иначе кровь на Донбассе будет проливаться и дальше.
Что касается смертей руководителей пророссийских боевиков, в частности недавнего убийства «Моторолы», то, по мнению политика, это произошло потому, что прежде всего это было связано с действиями самого боевика. Он подписал себе смертный приговор, когда по поручению Захарченко поехал к Плотницкому после покушения на «лидера ЛНР». Монополия на покушения принадлежит представителям РФ. И в случае, если кто-то пытается самостоятельно влезть в эту тему, то он становится опасным лицом, выпадающим из построенной системы безопасности. Относительно спокойно из донецких боевиков может себя ощущать только Ходаковский, и то только потому, что он фигура от бизнесмена Ахметова, поставленная для присмотра за оставшимся на оккупированных территориях «бизнесом».
Еще одна тема, о которой говорится постоянно в связи с кризисом в Украине, это судьба санкций против РФ. По мнению Пономарева, сами по себе санкции для российского государства не столь критичны, как их влияние на комфортность жизни российской верхушки. Ограничения заставляют их нервничать. Российская элита, как и украинская, в значительной степени встроена в международные финансовые потоки. То, что удается наворовать в своей стране, выводится на Запад. А когда возможности для выхода сокращаются, люди начинают нервничать и «вождю» говорят о том, что неплохо было бы что-то сделать с этим. Но «вождю» нет достойной альтернативы, договариваться не с ним, а с Обамой, Меркель или российской оппозицией нет смысла – все они слишком слабы. Поэтому всем приходится прислоняться к Путину и пытаться обращать его внимание на то, чтобы как-то успокоиться.
Международная политика Путина тем временем, по наблюдениям Пономарева, сводится по смыслу к старому анекдоту - «Купи козу – продай козу». Сначала он создает проблему, а потом несколько отступает на заранее подготовленную позицию, оставляя переговорную территорию. Именно для этого Кремль полез в Сирию. Его не интересовало урегулирование конфликта. Нужно было создать проблему для Запада, чтобы вокруг Путина все прыгали и что-то предлагали для того, чтобы Россия оттуда ушла. Аналогичная история по Донбассу. Расчет был на то, что России предложат урегулировать проблему и она согласится покинуть Донбасс, в обмен получив Крым. Но, как оказалось, для Запада Украина оказалась не столь важна, чтобы из-за нее западные страны начали торговаться. А Сирия более важна, потому что это Ближний Восток, где много энергоносителей, и американцы туда раньше влезли, так что данная проблема актуальна для американских избирателей, особенно когда впереди выборы. В действиях Кремля прослеживается дворовая пацанская логика, в соответствии с которой живет и вся российская элита и привыкли договариваться все люди в России - вначале нужно «наехать», а потом предложить договориться.
Говоря о том, стал бы политик, как и весной 2014 года, голосовать в Думе против аннексии Крыма, Пономарев отметил, что по-другому поступить не мог. В Кремле совершили ошибку, которая приведет рано или поздно к внутреннему взрыву. Поэтому политик проголосовал бы и сейчас также, только теперь, возможно его поддержали бы и другие голоса, из числа тех, кто тогда просто не стал голосовать: Дмитрий Гудков, Валерий Зубов и Сергей Петров, не исключено, что они могли бы теперь, когда стало очевидно, куда все идет, проголосовать «против».
Что касается Украины и крымского вопроса, то время, по мнению Пономарева, работает на нее. Крымчанам придется устать от жизни в РФ и понять, что не так это легко, как им казалось. А Украине нужно времени для того, чтобы вылезти из той ямы, где она оказалась. Когда экономика заметно рассветет, а это обязательно произойдет, то в Крыму задумаются, а почему они должны оставаться в болоте. Сейчас в этом болоте им более сытно, чем в Украине, но придет время, и Украина станет жить лучше. Усилия правительства Украины должны сейчас быть направлены для недопущения распада западного фронта и коалиции по вопросу Украины, поскольку, это может произойти в любой момент. На Западе тоже смотрят на успехи украинской экономики. Действия военно-наступательного характера на пользу не пойдут, кроме крымских татар нет никого, кто бы воспринял их в положительном плане. При Путине только большой кровью и насилием можно вернуть Крым, но это никому не нужно.
Автор: Денис Мягкий