В России наблюдается существенный прирост количества ВИЧ-зараженных людей - на 10 процентов в год. При этом только треть зараженных получает лечебную помощь от государства. Из-за этого по меньшей мере в десяти российских регионов положение с ВИЧ стало критическим, сообщили в Минздраве. Об этой проблеме «Русская служба Голоса Америки» поговорила с главой Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академиком РАМН Вадимом Покровским. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Наиболее сложная ситуация, по данным российского Минздрава, сложилась в Свердловской области и Екатеринбурге. Там объявлена ВИЧ-эпидемия. Высокая распространенность ВИЧ в отдельных регионах объясняется тем, что через них проходит наркотрафик. 57 процентов всех источников заражения ВИЧ – это инъекционный путь. 40 процентов случаев заражения ВИЧ происходит половым путем среди гетеросексуальных пар. Как правило, заражается вполне благополучная жена от своего мужа. По информации российского правительства, начиная с 2006 года, число случаев ВИЧ-инфицирования растет в среднем на 10 процентов в год.
Тем не менее, по мнению Покровского, критической назвать ситуацию нельзя, потому что пока речь идет об одном проценте зараженного ВИЧ населения. Это много для Европы, но в некоторых развивающихся странах процент ВИЧ-пораженного населения значительно больше. В Южной Африке – до 20 процентов. Хорошо, что отреагировал Минздрав, но это нужно было делать гораздо раньше. По классификации международных организаций существует три стадии эпидемий. На начальной стадии выявляются единичные случаи заболевания, в основном «завозимые» из-за рубежа. При второй стадии наблюдается концентрированная эпидемия с поражением более 5 процентов населения. А в случае, когда в регионе больше 1-го процента беременных женщин с ВИЧ-инфекцией, говорят о генерализованной эпидемии. В России есть около 15 регионов, где процент беременных ВИЧ-инфицированных женщин превышает 1 процент. Эпидемия дает о себе знать и так должно было произойти, потому что в последние пять лет никаких эффективных мер профилактики в России не применялись. Можно ожидать роста уровня заболеваний и в других регионах. И такая тенденция устойчива – она уже второе десятилетие подряд неуклонно растет.
В России на сегодня концентрированная эпидемия двух групп, отметил академик. Среди мужчин-гомосексуалистов ВИЧ-инфицированных более 10 процентов. Это традиционная группа, характерная для Западной Европы и США. Но в России значительно больше группа потребителей наркотиков - больше 20 процентов из них заражены - больше миллиона человек. Это внутривенные потребители наркотиков. Эти люди вступают в половые связи с женщинами и заражают их, и тем самым постепенно увеличивается число зараженных. Это тревожно, потому что затрагивает основную часть населения. То есть основная проблема не в том, что один процент заражен, а в том, что речь заходит о гетеросексуальном населении. Это уже угроза, как в Африке, где главный путь передачи инфекции - гетеросексуальные половые контакты. Поэтому главная задача - предупредить такое развитие. По данным статистики, в середине текущего года было свыше 800 тысяч ВИЧ-положительных и 220 тысяч умерших, отметил Покровский. С начала регистрации зафиксировано свыше миллиона ВИЧ-инфицированных, а первый случай был выявлен в 1987 году.
Что касается качества борьбы с распространением ВИЧ-инфекции, то США, по словам академика, не являются образцом организованной борьбы. В разное время ситуация с этой борьбой разнилась. Во время президентства Буша рекомендовали воздержание и верность в супружеских отношениях. Обама предлагал в первый свой президентский срок заниматься профилактикой среди уязвимых групп, а во время второго главной идей стало выявление ВИЧ-инфицированных и предоставление им терапии. Но появился серьезный вопрос - кто будет платить за необходимые препараты. До последних времен США отставали по охвату лечением ВИЧ-инфицированных - только 30 процентов по данным за 2015 год, в то время как в Британии говорят о 100-процентном охвате. Поэтому образцом более эффективной борьбы со СПИДом следует считать Европу. Хороший опыт Германии, где в десять раз меньше доля ВИЧ-инфицированных, чем в России, и в несколько раз меньше, чем в США. Потому в школах введено обязательное сексуальное просвещение, среди наркоманов широко применяется заместительная терапия, легализована проституция, и с работниками этого бизнеса проводятся курсы обучения, чтобы они не распространяли ВИЧ-инфекции. В США это существует мозаично – в некоторых штатах есть, а в других нет. В России нет вообще.
В России, как отметил Покровский, лечением охвачено 30-35 процентов от необходимого числа, это явно мало. Поэтому министр здравоохранения говорила, что будет просить дополнительные средства, чтобы лечить как можно больше людей. Многое упирается как раз в деньги, их нужно много, чтобы охватить терапией всех нуждающихся. Их нужно тратить на обучение населения безопасному половому поведению, на специальные программы для потребителей наркотиков и секс-работников. На эти цели, по оценке академика, потребуется около 100 млрд. рублей или больше, а не 20 миллиардов, как предполагается расходовать в следующем году.