Проект федерального бюджета РФ на три ближайших года стал предметом изучения экспертами нескольких институтов и деловых объединений. Согласно их общему выводу, бюджет в нынешнем виде будет тормозить экономический рост. Об этом идет речь в материале РБК, с которым знакомит «Биржевой лидер».
Заключения на проект бюджета прислали в российскую Думу РАНХиГС, ВШЭ, экономический факультет МГУ и ряд других институтов и деловых объединений. Думский комитет по бюджету использовал эти материалы при подготовке сводного заключения. Госдума приступила к рассмотрению бюджета сегодня.
В экспертном заключении экономического факультета МГУ во главе с А. Аузаном говорится, что в проекте бюджета сделана слабая попытка определить место бюджета в системе политики государства с точки зрения текущих потребностей экономики и перспектив социально-экономического развития. Эксперты МГУ полагают, что в условиях экономического кризиса бюджетная политика не может быть «пассивно-адаптивной», как это предлагает правительство. Необходимо активно воздействовать на экономическую ситуацию. Поэтому авторы заключения предлагают пересмотреть основные параметры бюджета, отказавшись от сокращения бюджетного дефицита за три года с 3 до 1 процента ВВП. Вместо этого предлагается наоборот увеличить дефицит за счет приватизации и внутренних заимствований. Консолидацию бюджета можно начать после возобновления устойчивого экономического роста.
Эксперты Финансового университета при правительстве РФ в своем заключении отметили, что в структуре бюджетных расходов преобладают непродуктивные - социальные и оборонные. При этом темпы и пропорции сокращения расходов не увязаны с темпами роста ВВП и приоритетами. В материале Российского союза промышленников и предпринимателей говорится, что проект бюджета «не является бюджетом развития, а стабилизации или стагнации».
Эксперты ВШЭ отметили, что объем расходов на оборону сокращается в следующем бюджетном цикле на 27 процентов, но подавляющая часть приходится на перенос на текущий год досрочной реализацией гарантий по кредитам предприятий ОПК. За исключением этого фактора сокращение расходов Минобороны в следующем году составит 6 процентов, а в 2018–2019 годы оно будет меньше, чем запланированное сокращение «базовых» объемов ассигнований по иным направлениям. Продолжится сокращение расходов на образование относительно ВВП - с 3,7 в 2016 году до 3,5 процента ВВП в 2019 году. Этот уровень постепенно отдаляется от показателей характерных развитым странам - в среднем 4,5 процента от ВВП по ОЭСР.
Необъяснимый оптимизм.
Эксперты ВШЭ считают, что базовый сценарий социально-экономического развития, который стал основой проекта бюджета, может стать чрезмерно оптимистичным по части темпов роста ВВП (соответственно 0,6; 1,7; 2,1 процента в три следующих года), если правительство не сможет изменить модель роста. Правительство недооценивает негативное влияние на экономику запланированного сокращения расходов государства. По оценке Центра развития ВШЭ, с учетом сокращения расходов бюджетной системы в реальном выражении рост экономики составит только 0,4–0,7 процента в следующие три года.
По мнению Института экономики РАН, экономика и бюджет все также сильно зависят от геополитической ситуации и условий на мировых рынках. Развитию страны препятствуют устаревшая система технологий. Сказывается недостаточное финансирование науки, недостаток качественной переориентации квалификационного роста трудовых ресурсов, соответствующих развитию приоритетных сфер экономики, необходимость финансовой поддержки Крыма, помощь Донецкой и Луганской областям, вовлеченность в сирийские события. В стране сохраняется неблагоприятный инвестиционный климат, продолжается стагнация, сохраняется давление инфляции, из-за, в том числе, немонетарных факторов, а потому есть сомнения в обоснованности динамики ненефтегазовых бюджетных доходов.
В РЭУ им. Плеханова отметили, что бюджет отличается «излишней жесткостью мер при отдельных оптимистичных бюджетообразующих параметрах». Но неясно, насколько удастся следовать параметрам в течение трехлетнего периода, констатируют в РАНХиГС и Институте Гайдара. В проект бюджета заложена низкая как для России инфляция - по 4 процента в год, однако в Финансовом университете при правительстве полагают такой прогноз заниженным. Есть угроза наращивания расходов к концу года или роста остатков средств на начало следующего финансового года. При этом непонятно как низкая стабильная инфляция может сочетаться с ростом курса доллара (с 67,5 рубля в 2017 году до 71,1 рубля в 2019 году). Эксперты ВШЭ видят в этом явное противоречие, потому что ослабление рубля на 10 процентов прибавляет к инфляции 1,5–2 процентных пункта.
У экспертов ВШЭ также возникают вопросы к планам правительства собрать в казну до половины чистой прибыли госкомпаний и ФГУП. Следовало бы оценить, как изъятие половины прибыли скажется на привлекательности компаний для инвесторов, что важно для их развития. Иначе это может быть стимулом для компаний сокращать прибыль и раздувать затраты. Госкомпании вообще остались за рамками бюджетной отчетности. Планы и бюджеты их не представлены, поэтому невозможно проверить обоснованность и достоверность ожидаемых доходов в бюджет.