По мнению российских властей, агропромышленный сектор стал «локомотивом» всей отечественной экономики, он «находится на подъеме» и демонстрирует «невиданные» темпы роста. Но реальность такова, что никаких «невиданных» успехов не существует, что доказывают факты: за два года прирост сельхозпроизводства ниже средних многолетних показателей. И это с учетом рекордного урожая зерновых и тепличных условий для отрасли с учетом запрета на импорт. При этом продажи продовольствия на внутреннем рынке упали почти на 14 процентов. Об этом идет речь в публикации российской «Независимой газеты», с которой знакомит издание «Биржевой лидер».
По информации Минсельхоза, за 10 месяцев текущего года в России производство мяса птицы увеличилось на 3,2 процента - до 4,6 млн. тонн. Эти темпы превышают мировые: по данным продовольственная организация ООН ожидаемый рост объемов в 2016 году не более 1,1 процента - до 116 млн. тонн. На фоне общего состояния российской экономики, сельское хозяйство среди политиков и пропагандистов вызывает прилив оптимизма. По их мнению, Россия из импортера «ножек Буша» становится экспортером (по данным Минсельхоза, которые сообщил министр А. Ткачев президенту Путину, экспорт птицы и свинины увеличился в три раза). Урожай зерна в этом году покроет рекордные показатели 1978 года - 117 млн. тонн. Значительные прирост наблюдается по производству сахара, его экспорт предполагают нарастить в 25 раз.
Вице-премьер А. Дворкович назвал отрасль «локомотивом экономического роста», по его словам «это не только драйвер роста, а отрасль, которая задает тон и настроение». Президент Путин, выступая на форуме ОНФ, заявил, что экспорт сельхозпродукции приносит больше дохода, чем экспорт оружия: 16 млрд. долларов против 14 млрд. долларов. По его мнению, основную роль в снижении инфляции до рекордных 5,7–5,8 процента по итогам года сыграли успехи сельского хозяйства. Премьер Дмитрий Медведев китайским телезрителям рассказал, что российское сельское хозяйство показывает «невиданные» даже в советские времена темпы роста – около 3-4 процентов в год.
Столь радостная картина напоминает об образах советского фильма «Кубанские казаки» со всеми дарами полей, изобилием на базарных прилавках и сытыми лицами селянок. Только можно было бы вспомнить, что тот фильм появился в 1949 году, через два года после отмены продуктовых карточек. Годы спустя Никита Хрущев на ХХ съезде КПСС назвал фильм кинематографическим мифом.
На самом деле факты мешают на сегодня сверкать энтузиазмом по поводу «невиданных» успехов агропрома. В последние два года в сельском хозяйстве прирост производства не выше, а даже ниже средних многолетних показателей. И это при собранном рекордном урожае зерновых и защищенности аграриев от зарубежной конкуренции в тепличных условиях эмбарго на продовольствие. Сложно говорить о рекордах, когда в 2016 году ожидается 3-процентный рост сельхозпродукции, когда в прошлом году был такой же прирост, а в 2014-м – 3,7 процента, в 2013-м – 5,8 процента, а в 2008-м и вовсе 10,8 процента. Радости населения мешает общее сокращение потребления продуктов питания из-за их подорожания. С сентября 2014 года по сентябрь 2016-го за время эмбарго объем продаж продтоваров в сопоставимых ценах снизился на 13,6 процента. По данным Минэкономразвития, за 10 месяцев 2016 года розничный оборот продтоваров сократился на 5,1 процента.
В нормальных рыночных отношениях рост производства продовольствия ведет к снижению розничных цен, но не в России. Внутренние цены на агропродукцию нередко даже выше. Так, цены на молоко или говядину в Болгарии и Польше могут быть ниже российских, даже с учетом кратной девальвации рубля. И растут продовольственные цены в России, как правило, быстрее, чем в ЕС. Например, в период с декабря 2015-го по сентябрь 2016 года потребительские цены на продукты питания в ЕС почти не изменились, а в России выросли на 1,4 процента. В России с начала этого года значительно (на 7,5 процентов) подорожали рыба и морепродукты, а по странам ЕС в среднем – только на 2,1 процента. Молочные изделия, сыры, яйца за тот же период выросли в цене в России на 2,2 процента, а в ЕС стали дешевле на 1,7 процента. Мясо в Европе в цене удержалось, а в России подросло на 1,2 процента. Россиян спасают только овощи, подешевевшие на 22,1 процента, а в странах ЕС в среднем только на 1,8 процента.
По мнению завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Д. Завьялoва, негативное влияние на цены оказал опыт вмешательства государства в ценообразование в аграрном секторе за последние 10–15 лет, например, через ограничение экспорта зерна для снижения внутренних цен. По словам председателя комитета ТПП России по развитию агропромышленного комплекса В. Семенова, хорошо, что государство поддерживает аграриев, но эйфорию властей разделить сложно. С сентября прошлого года не распределяются субсидии, заложенные на 2016 год. Это заставляет аграриев нервничать и, как результат, вместо запланированных 270 Га теплиц построят только 150 Га. Аграрии от снижения внутреннего потребления не страдают, потому что отечественные продукты вытесняют импортные. Но, как полагает эксперт, опускать потребление ниже нельзя. Нужно запускать механизмы продовольственной поддержки для малообеспеченного населения. В подобной американской программе участвуют 40 млн. человек, отметил Семенов.
Как в России культивируют миф о росте сельского хозяйства
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.