Дональд Трамп, как он сам говорит, возглавит Белый дом не в качестве проповедника или миссионера, а в качестве бизнесмена, в связи с чем какие-либо его уступки российской стороне являются вопросом торга о том, что в Кремле готовы предложить взамен. Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» издания для инвесторов «Биржевой лидер», такую точку зрения в своей статье для издания «Новое время» озвучил российский публицист и журналист Леонид Радзиховский.
Всю свою предвыборную кампанию от Дональда Трампа можно было услышать, что он допускает возможность рассмотрения вопроса о признании Крыма законной территорией России. Однако насколько это в принципе реально?
Раздиховский отмечает, что у президента Соединенных Штатов Америки нет полномочий самостоятельно вносить изменения в официальную точку зрения Вашингтона на предмет принадлежности аннексированного полуострова. Отмена закона Конгресса, которым запрещается признавать законность аннексии Крыма, решением только одного человека, не представляется возможной, так как Конгресс США не сравнишь с российской Государственной думой. Американские депутаты по приказу главы государства не станут менять свое же решение. Поэтому смена позиции Конгресса фактически нереальна.
С другой стороны, продолжает журналист, это же решение ничем иным, кроме обычной бумажки, не является. Кто обращает внимание на различные осуждения? В американском Конгрессе полвека не признавали факт присоединения балтийских стран к Советскому Союзу, и при этом американцы постоянно поддерживали с Москвой торговые отношения.
Но есть еще один, более важный вопрос, заключающийся в перспективе отмены антироссийских санкций новыми американским лидеров. Следует отметить, что введенные США санкции по отношению к некоторым российским чиновникам иначе, как смешными, не назовешь. Будут их снимать или нет, уже не имеет такого принципиального значения. Если двое или двадцать двое российских политиков не смогут поехать за океан, то туда непременно отправятся их дети. Гораздо более важными являются санкции в различных сферах экономики (блокировка кредитования и инвестиций для российских компаний). Леонид Раздиховский считает, что их Трамп готов отменить. Он совершенно не интересуется Украиной или Крымом, о чем он не единожды заявлял.
Вместе с тем Трамп пришел в Белый дом, будучи не проповедником или миссионером, а бизнесменом. Иначе говоря, он может отменить санкции только в обмен на какие-то действия со стороны Российской Федерации. Если Москве удастся предложить Соединенным Штатам что-то важное, Трамп, совершенно очевидно, отменит существующие в Америке санкции. Но если от России не поступит никаких интересных идей, какой смысл новому президенту в одностороннем порядке идти на уступки? С таким подходом бизнес не делается. Поэтому речь здесь идет о вопросе торга: что может предложить Россия США?
Есть еще один момент: будущий глава Белого дома может полностью прекратить вмешательство в принимаемые в Европе решения, как это делал нынешний американский лидер Барак Обама. А если США не будут давить на ЕС, там, очевидно, тоже захотят отменить санкции. Либо же, совершенно очевидно, их могут ослабить так, что они лишатся всякого смысла. Очевидно, сохранится формальное осуждение российской политики, это уже никто не отменит.
Важное значение для Путина имеет то, чтобы мир признал Крым российской территорией, но он хорошо понимает, что это нереально. Как государственный деятель, Путину уделяет немало времени экономической ситуации, отмене санкций и тому, чем ему за это придется заплатить. Журналист считает, что Западу будет недостаточно отмены введенных Россией контрсанкций. Они будут требовать каких-то политических уступок – если не на украинском направлении, то, например, на сирийском.
С позиции пиара, это тоже вопрос непростой. Не так давно Путина снова взлетел на рекордную высоту: 86 процентов одобрения, как во времена Крыма. Возникает вопрос: что могло случиться, какой второй Крым Путин присоединил? Ответ: Путин присоединил Трампа.
Мнение общества в России опять легитимировало Путина, в этот раз – в качестве морального победителя в войне со странами Запада. Несмотря на всю брань, истерики и ненависть по отношению к западным государствам, российское общественное мнение, как и российские элиты, чувствовали себя неуютно в ситуации тотального информационного, психологического и политического противостояния с Западом. Однако сейчас российские СМИ начали рассказывать, что Путин всех переиграл, завоевал важнейшую моральную победу, ни на шаг не отступил, а в Америке избрали благожелательного к России президента. Это, по мнению российского телевидения, победа Путина. Он добился, дождался, преломил ситуацию, что и вызвало новый прилив энтузиазма.
В связи с этим для Путина, с одной стороны, весьма выгодно, чтобы восстановились отношения с Америкой, Европой и т. д. И сделать это весьма просто: снижается градус взаимной ругани, вот и все. На самом деле у России никаких конфликтов с Западом нет, делить нечего. В то же время это для Путина весьма опасно. Если прекращается ругань с Западом, снижается градус психологической войны, исчезает и размывается образ врага.