Арест экс-руководителя Министерства экономического развития РФ Алексея Улюкаева вызвал очень серьезный резонанс, и это вполне можно назвать проявлением византийского характера нынешней российской политики. Более детально об аресте бывшего главы МЭР как проявлении византийского характера нынешней российской политики, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Тема задержания правоохранителями Алексея Улюкаева, продолжает, как отмечает информагентство "Росбалт", волновать и журналистов, и экспертное сообщество, причем, не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. Эксперты политклуба "Росбалта" попытались найти ответ на вопрос, что же это было – борьба за постоянно сокращающиеся ресурсы, развернувшаяся между российскими элитами, сигнал о новых правилах игры, где отсутствуют теневые схемы поощрения чиновников, наезд "силовиков" на либералов в правительстве РФ, сбой системы лоббизма или реальная борьба с коррупцией?
Николай Миронов, возглавляющий Центр экономических и политических реформ, напомнил, что в настоящее время в "тени" находится около 45 процентов российской экономики, тогда как в целом по миру данный показатель составляет только лишь 1 процентов, а в странах Евросоюза он еще более низкий. Вместе с тем экономический кризис, в котором сегодня оказалась Российская Федерация, намного сильнее кризиса, пережитого страной в 2008-2009 года.
По мнению эксперта, в этой связи весьма актуальным становится вопрос прекращения избыточного расходования средств, и это одна из причин участившихся в последнее время "посадок" некоторых влиятельных фигур. Миронов полагает, что арест Улюкаева – это сигнал об изменившейся ситуации, адресованный различным группам нынешней российской элиты. Одновременно с этим он указал на сохранившуюся до сих пор клановую систему кулуарных договоренностей.
Арестом только лишь Улюкаева дело не ограничится – Калачев.
В свою очередь, Константин Калачев, возглавляющий "Политическую экспертную группу", заявил, что арест Алексея Улюкаева – это очередная демонстрация византийского характера нынешней российской политики. Он подчеркнул, что это вовсе не означает изменения сегодняшнего экономического курса правительства. Вместе с тем Калачев убежден, что задержанием только лишь бывшего министра экономического развития дело не ограничиться. Главным в сложившейся в Российской Федерации квазимонархической системе являются отношения с "монархом". Эксперт рассказал шутку, известную в определенных кругах, согласно которой нужно ждать новых посадок, если Игорю Сечину, главе компании "Роснефть", у которого якобы вымогал взятку Улюкаев, понравится какой-то актив.
Участники встречи отметили, что бывший руководитель Министерства экономического развития действительно тормозил процесс оформления документов по сделке, в рамках которой "Роснефть" намеревалась приобрести акции компании "Башнефть". С другой стороны, как напомнил Калачев, Улюкаев за месяц до ареста дал интервью немецкому изданию Die Welt, в котором рассказал о возникших проблемах. Впрочем, по другой версии, экс-министр якобы сказал немецким журналистам, что "Башнефть" следует продать зарубежным инвесторам. Такое заявление могло сильно не понравиться – кК руководству "Роснефти", так и политическому руководству России.
Впрочем, руководитель "Политической экспертной группы" вполне допускает вариант, при котором арест Алексея Улюкаева является составляющей частью публичной кампании, направленной на борьбу с коррупцией. Он подчеркнул, что ранее Владимир Путин говорил, что в сети борцов с коррупцией попадается только лишь "мелкая рыба".
Впрочем, в данном случае речь идет не просто о борьбе с коррупцией, где в качестве "ритуальной жертвы" выбрали бывшего (на тот момент – действующего) руководителя Министерства экономического развития. Калачев считает, что как раз борьба с коррупцией может стать основной темой для президента страны Владимира Путина в ходе предстоящей избирательной кампании. Впрочем, данная тема вряд ли принесет нынешнему главе государства какие-то серьезные дивиденды, поскольку она не слишком популярна среди простых обывателей.
Эксперт полагает, что арест Улюкаева это раздел сфер влияния и борьба за ресурсы. Калачев напомнил, что сейчас в России ресурсная база сокращается, все уже поделено, поэтому делить, по сути, больше нечего. В этой связи больший интерес представляет то, как долго будет продолжаться шизофреничность массового сознания в стране. Ведь, с одной стороны, российское население не верит в то, что арест министра действительно является борьбой с коррупцией, тогда как с другой стороны – рейтинг действующего президента продолжает расти.
По мнению Николая Миронова, дело Алексея Улюкаева наглядно показало, что в период экономического кризиса уже не действует условный "общественный договор", заключенный между населением страны и властью, согласно которому и простому народу достается половина средств, вырученных от экспорта энергоресурсов, и богаты при этом не бедствуют. Данный "общественный договор" сегодня не действует потому, что сильные принялись перетягивать условный канат на себя.