Тесную связь российской государственности и коррупции описал Борис Миронов. Он утверждает, что коррупция в современной России существует вовсе не из-за плохого государства или чиновников. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
С журналистами пообщался Борис Миронов, доктор исторических наук профессор СПбГУ. Комментируя перспективы развития российского государства, он дал оценку явлению коррупции, которое называют одним из главных пороков современной России. Историк отмечает, что нельзя называть коррупцию отличительным признаком именно действующего российского руководства. На самом деле корни коррупции содержатся в институтах, перешедших нынешней России по наследству от императорского и московского периода.
Объясняет историк, что до середины 18 века чиновники жалование не получали, кормились только от дел. Приходящие просители не только буквально из своего кармана платили за услуги и работу чиновников, но и на большие праздники делали подарки госслужащим. Только в 1764 году императрица Екатерина II ввела жалование, но через короткое время по причине колоссальной инфляции получаемая чиновниками зарплата превратилась в символическую денежную сумму. Государственные власти просто не имели возможности повысить жалование чиновникам, поэтому снисходительно смотрели на повсеместное взяточничество. То есть, как в первое время, так и затем взятка заменяла многим чиновникам оплату труда. Власти прекрасно понимали, что в противном случае работа всего готического аппарата остановится.
В дальнейшем, в течение всего 19 века крестьяне свято верили, что чиновникам нужно помогать с помощью взяток и подарков, чтобы добиться благосклонности и содействия от представителей государства. В этом случае следует напомнить, что на указанный период крестьяне составляли приблизительно 85 процентов от всего населения, масштаб взяток даже приблизительно сложно себе представить. Каждое деревня в 19 веке ежегодно планировала определенную сумму для дачи взяток.
Получение чиновниками подобной выгоды в этот период казалось настолько нормальным, что никто не считал нужным скрывать взяточничество. Чиновники даже вели приходно-расходные книги, в которых указывали количество полученных в подарок яиц, кур, а также денежные суммы. В дальнейшем вокруг дачи взяток возникла круговая порука, в которой тесно связанными между собой были все, и всех в большей или меньшей степени существующее положение дел удовлетворяло. По большей части взятки были направленными не на нарушение закона, а на продвижение решения определенного дела.
Гласность стала главным врагом коррупционеров.
Однако в современности явление коррупции в России публично осуждается. Такое отношение к приемлемому до недавнего времени факту появилось во второй половине 19 века, когда финансовые возможности государства позволили платить чиновникам зарплату. В этот же период свободная пресса и гласность не позволяли чиновникам использовать для получения выгоды служебное положение. Тем не мене, в низших эшелонах структуры управления коррупция сохранилась еще надолго, поскольку население поддерживало традицию.
В итоге коррупция перешла в 20 век, затем перенеслась в текущее столетие и распространилась по всем эшелонам власти в несколько измененном виде. Сейчас чиновники между собой меняются админресурсами, в отношениях между госслужащими и населением по-прежнему ходовой валютой являются «дары». Современные чиновники помогают гражданам и просителям в обмен на дар. Представители государственной системы власти убеждены, что административный ресурс является их персональным капиталом, который может и должен приносить дивиденды.
Комментируя вопрос об эффективных мерах противодействия коррупции, Борис Миронов отмечает, что административных и уголовных мер недостаточно. Тем более, в России даже уголовные меры можно назвать довольно умеренными, среди них, к примеру, отсутствует конфискация имущества. Историк полагает, что победить коррупцию можно только с помощью перестройки массового сознания российских граждан.
Главной проблемой, которая не позволяет искоренить коррупцию в России, профессор называет снисходительное или даже позитивное отношение к бытовой взятке со стороны большинства российских граждан. Начинать борьбу с этим традиционным для российского общества институтом, по мнению Миронова, следует с детского сада, чтобы продолжать формировать здоровое сознание в школе и университете.
Современные россияне с детского сада привыкают к взяткам. Историк вспоминает, что в его школьные годы перед каждым праздником собирали деньги, чтобы купить подарок учительнице. По сути, даже этот простой пример является «обменом дарами». Ученики и их родители делают учительнице подарок, надеясь в ответ получить ее благосклонность. По убеждению историков, схема обмена в сознании россиян прочно укоренилась за минувшие несколько веков.
Рассказывает профессор, что студенты иногда приносят ему разного рода подарки – традиционные конфеты или коньяк. Когда преподаватель отказывается принять подарок, дарители даже обижаются. Однако в Израиле, к примеру, нельзя подарить врачу коробку конфет, это считается уголовным преступлением. Поэтому Миронов убежден, что с коррупцией нужно бороться «снизу», не допускать на практике получение руководителями или чиновниками неправомерной выгоды, чтобы будущие граждане с детства не привыкали к схеме.