Сегодня в Арбитражном суде Москвы пройдут слушания по существу по иску компании «Роснефть» к медиа-холдингу РБК с претензией в более 3 млрд. рублей. «Русская служба Би-би-си» напомнила историю противостояния в своем материале, с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
В апреле на сайте РБК появилась статья, суть которой сводилась к утверждению, что глава компании «Роснефть» И. Сечин попросил российское правительство ограничить права одного из миноритарных акционеров - компании BP, при продаже части принадлежащего государству пакета акций «Роснефти». В частности в публикации со ссылкой на двух федеральных чиновников и источник в самой «Роснефти» отмечалось, что Сечин опасается появления в руках BP блокирующего пакета компании после приватизации 19,5 процента акций государства. Поэтому он попросил правительство ограничить права покупателей. Эта информация также прозвучала в эфире телеканала РБК.
На тот момент государству принадлежал пакет 69,5 процентов акций «Роснефти», а британскому концерну BP - 19,75 процента. Еще 10,36 процента находились у «Национального расчетного депозитария». На прошлой неделе стало известно, что выставленный на продажу пакет акций достался катарскому фонду Qatar Investment Authority и трейдеру Glencore. Вскоре после апрельской публикации в РБК «Роснефть» официально опровергла данные приведенные в статье, назвав их ни на чем не основанными фантазиями журналистов и их так называемых источников. В том же месяце «Роснефть» обратилась с иском к РБК в Арбитражный суд Москвы, где требовала «опровержения дезинформации». Но вице-президент «Роснефти» М. Леонтьев в комментарии СМИ заметил, что компания потребует и «возмещения ущерба деловой репутации» после «определенной работы» по «материальному обоснованию ущерба». Ответчиками по иску выступали: трое авторов статьи РБК, ООО «Бизнес-Пресс» (учредитель газеты РБК), телеканал РБК с его ведущим К. Бочкаревым.
Далее, по словам директора РБК по юридическим вопросам Т. Щербакова, несколько месяцев шли переговоры о мировом соглашении, и в конце июля Леонтьев в интервью RNS не исключил возможности заключения такого соглашения. Он отметил, что за прошедшее время в РБК сменилось руководство, и новые менеджеры считают, что они не могут нести моральную ответственность за действия предыдущего руководства. К тому же они согласились с оценкой материала «Роснефтью». Но в интервью «Русской службе Би-би-си», Леонтьев рассказал, что никаких переговоров не было – только разговоры со стороны РБК. Говоря о том, почему мировое соглашение не было достигнуто, он отметил, что было сделано «беспрецедентное и совершенно безосновательное заявление» с признаками «сознательной и настырной провокации». По словам Щербакова, на предварительных судебных заседаниях адвокаты «Роснефти» говорили, что им ничего не известно о мировом соглашении. Вероятно, проект такого соглашения не утвердил Сечин. Окончательно досудебные переговоры РБК были прекращены после того как «Роснефть» потребовала компенсацию более 3 млрд. рублей.
Важно отметить, что параллельно весной и летом группа ОНЭКСИМ, среди активов которой в том числе РБК, фигурировала в новостях по разным не самым приятным поводам. В апреле в штаб-квартиру ОНЭКСИМ в Москве и в офисах компаний, входящих в группу, пришли правоохранительные органы с обысками. В ФСБ пояснили, что обыски проводились в рамках расследования дела о хищениях в банке «Таврический» (банк МФК, входящий в ОНЭКСИМ, участвовал в процедуре санации финансового учреждения). Как сообщал тогда сайт «Медуза» со ссылкой на источники в ОНЭКСИМ, ФСБ и в окружении бизнесмена Прохорова, обыски санкционировал лично президент Путин, возмущенный публикациями РБК в отношении его семьи, а также публикациями по теме «Панамских архивов».
После этого появились сообщения о намерении Прохорова продать РБК и другие принадлежащие ОНЭКСИМ активы. Также стало известно, что РБК покинули шеф-редактор объединенной редакции Е. Осетинская, главред информагентства Р. Баданин, главред газеты М. Солюс. При этом среди причин произошедшего менеджеры подозревали связь с редакционной политикой РБК. Новое руководство провело встречу с коллективом, и информация с этой встречи просочилась в прессу. В частности новые руководители говорили о том, что в деятельности журналистов нельзя «пересекать двойную сплошную». Но после смены руководства в РБК группа ОНЭКСИМ приостановила переговоры о продаже медиа-холдинга.
В конце сентября «Роснефть» дополнила иск к РБК требованием компенсировать ущерб на сумму свыше 3 млрд. рублей. Сумму ущерба оценил «Центр профессиональной оценки». В его заключении говорилось, что публикация не нанесла «Роснефти» какой-либо «фактический денежный убыток», но снижение стоимости компании в связи с потенциальной потерей стоимости гудвилла, связанное с потенциальной потерей крупнейшего контрагента BP, составит 3,179 млрд. рублей. Бывший руководитель редакции РБК Е. Осетинская отреагировала на эту новость в «Фейсбуке» словами об «очевидной абсурдности и избыточности иска (соизмеримого с выручкой медийной части компании), что, следовательно, ведет к банкротству прибыльного бизнеса. Пресса тут же вспомнила о том, как глава «Роснефти» не раз подавал иски к СМИ о защите чести и достоинства. Все они были выиграны, но ни разу не шла речь о материальной компенсации.
В «Роснефти» категорически отвергли политическую составляющую в иске. Теперь на суде сторона РБК рассчитывает на помощь правительства, на заседании которого Сечин якобы упоминал о риске усиления влияния BP. Якобы существовала и предостерегающая директива первого вице-премьера И. Шувалова.
Сегодня начинается суд Роснефти против РБК за 3 млрд. рублей
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.