В очередной раз из Москвы звучит воинствующая риторика. Согласно мнению экспертов, целевая аудитория этих заявлений состоит только из российских граждан. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
В ходе вчерашнего выступления на ежегодном расширенном заседании коллегии Минобороны российский президент заявил, что армия страны превосходит «любого противника». Также хозяин Кремля отметил, что Москва должна своевременно вносить корректировки в «планы нейтрализации потенциальных угроз». Заявление российского лидера в Вашингтоне вызвало неожиданно бурную реакцию.
В американском политикуме избранный президент традиционно воздерживается от комментариев относительно обороны государства до момента вступления в должность. Нарушением этой традиции Дональд Трамп пополнил список правил, которые не считает обязательными для себя. Всего за несколько часов после заявления Путина будущий американский коллега ответил хозяину Кремля.
Видимо, заявление Путина Трамп расценил как призыв к наращиванию ядерного арсенала России. В своем Twitter будущий американский президент заявил о планах «существенно укрепить и расширить» ядерный потенциал США. Он уточнил, что намерен продолжать эту политику до тех пор, «пока мир не образумится насчет ядерного оружия». Представители экспертной среды тем временем не воспринимают заявления российского президента слишком серьезно.
Ханс Кристенсен, ведущий эксперт по ядерному вооружению в Федерации американских ученых, убежден, что слова хозяина Кремля следует рассматривать исключительно «в теоретическом плане». По мнению ученого, слова российского президента и главы Минобороны о роли ядерного оружия в политике сдерживания следует рассматривать с учетом того, что сейчас никто из лидеров других стран не планирует реализацию полномасштабной атаки на Россию. Поэтому нет смысла серьезно обсуждать некое доминирование в этой сфере.
Кремль поддерживает градус напряжения.
Оппозиционный политик и бывший парламентарий Алексей Кондауров полагает, что выступление президента является только риторикой, которую можно легко объяснить. Кондауров напомнил, что ранее хозяин Кремля несколько раз признал, что Америка, как и НАТО по совокупности сил в военном отношении превосходят Россию. Поэтому в данном контексте НАТО и США не рассматриваются как агрессоры, Китаю в кремлевской риторике отведена роль партнера. Судя по всему, в заявлении Путина речь идет об абстрактной угрозе, без конкретизации агрессора.
Вместе с тем, по утверждению оппозиционера, российская власть вынуждена поддерживать тезис «Россия – осажденная крепость» чтобы оправдывать растущие военные расходы и политику вмешательства во внутренние дела других стран с ведением локальных войн за рубежом. В рамках того же заседания глава российского Минобороны Сергей Шойгу обратил внимание на то, что бюджет стран НАТО вырос на 26 миллиардов «под предлогом противостояния российской угрозе». Министр уточнил, что сейчас военно-политический блок наращивает присутствие и военный потенциал возле российских границ.
Независимый военный аналитик Александр Гольц полагает, что заявление Шойгу свидетельствует о подготовке России к противостоянию с НАТО. Это значит, что именно Североатлантический альянс Москва рассматривает как главную угрозу для себя. Вместе с тем, слова президента Путина о превосходстве вызывают вопросы. Если рассматривать в качестве потенциального противника НАТО, то по ядерным силам существует равенство, но по силам общего назначения преимущество на стороне Альянса со значительным перевесом.
Аналитик предполагает, что для разных аудиторий российский президент делает заявления разного содержания. Гольц уточнил, что о превосходстве НАТО хозяин Кремля говорит перед зарубежными экспертами Валдайского клуба, чтобы убедить их в адекватной оценке Москвой своих сил. Однако перед своими военными президент твердо настаивает на превосходстве страны.
Кевин Райан, директор проекта по обороне и разведке в Белферовском центре Гарвардского университета, отставной бригадный генерал армии США, признает, что за несколько лет российские вооруженные силы нарастили боеготовность и техническое оснащение. В настоящее время российская армия находится «в хорошем состоянии». Тем не менее, даже с учетом всех перемен к лучшему, армия России в реальной войне не сможет противостоять силам НАТО. Несмотря на улучшения, многие существенные проблемы в российской армии остаются нерешенными, о чем свидетельствует большое количество ошибок, допущенных в Сирии.
Президент Путин сообщил, что России следует укреплять боевой потенциал стратегических ядерных сил. Глава государства отметил, что в первую очередь укрепление боевого потенциала должно происходить за счет ракетных комплексов, способных гарантированно преодолевать системы ПРО существующие и перспективные.
В настоящий момент США и Россия обладают значительными ядерными потенциалами – 7100 и 7300 единиц соответственно. Такие данные предоставляет базирующаяся в США Ассоциация по контролю над вооружением. Ханс Кристенсен утверждает, что объективные данные свидетельствуют о выполнении Москвой условий договора о сокращении стратегических вооружений с США.
Бывший депутат Кондауров считает, что в Кремле на самом деле никто всерьез не воспринимает перспективу агрессии со стороны НАТО. Вместе с тем в политической деятельности российское руководство делает все возможное, чтобы держать народ в постоянном напряжении. В Москве чиновники неизменно говорят о наращивании НАТО потенциала, но не уточняют, что Альянс так реагирует на внешнюю политику Кремля.