На фоне экономических трудностей и участия страны в важных геополитических событиях многие россияне заняли выжидательную позицию. Социологи констатируют погружение общества в состояние затишья, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсанта».
При оценке некоторых важных показателей и тенденций эксперты часто упоминают о так называемых говорящих цифрах. В противовес им существуют численные показатели, которые молчат. К середине декабря часть российского общества, которая интересуется происходящим в государстве, имела достаточно информации о ситуации в стране. Авторитетные аналитические центры России отчитались о социально-экономических, политических, протестных и других настроениях россиян.
На фоне обилия цифр несколько странным выглядит почти полное отсутствие адекватных интерпретаций. В прошлом году условное «лицо россиянина» еще можно было угадать в отблесках «крымнаша» и кризисных тревогах. К концу 2016 года этот образ успешно потеряли не только журналисты, но и социологи. Констатирующие свою неудачу эксперты иногда списывают отсутствие определенного образа на сложное время.
Другие аналитики никак не могут избавиться от привычки давать ответы на все вопросы. Поэтому в атмосфере неопределенности предпочитают идти по тонкому льду догадок. Вторая категория аналитиков говорит о том, что палитра настроений рядовых россиян смазана, поэтому на ее сновании нельзя делать какие-либо прогнозы.
Тем не менее, прогнозы все уже появляются в публикациях прессы. Без прогнозов на рубеже двух лет обойтись практически невозможно – специалисты разного рода оценивает прошедший год и прогнозируют следующий. В материалах журналистов эти прогнозы выглядят как пустая обертка от новогодних подарков, никакого смыслового наполнения в них нет.
Алексей Левинсон, возглавляющий отдел социокультурных исследований в «Левада-центре», по этому поводу говорит, что теперешнее время уместно называть затишьем. В любом случае актуальные в конце 2016 года переживания россиян нельзя считать столь яркими, если сравнивать их со всплеском общественных чувств, вызванных аннексией Крыма и внешнеполитической деятельностью России. На протяжении довольно длительного времени интерес к происходящему в других странах выступал в жизни россиян главным фактором.
Судя по теперешним данным социологических исследований, период аномальной активности остался позади. Оценка событий будущего сильно зависит от позиции наблюдателя. Можно экстраполировать на будущий период ровную линию, на которой находятся общественные настроения российских граждан, что позволит прогнозировать дальнейшее спокойствие. Вместе с тем, руководствуясь давней российской традицией, на фоне затишья можно ожидать беды и неприятностей. Это значит, что при оценке идентичной тенденции можно сделать диаметрально противоположные выводы.
Сложность прогнозирования социолог называет характерной особенностью тихих периодов. По словам эксперта, тихие периоды очень часто имеют второе дно. Это значит, что процессы, которые со временем могут стать определяющими, пока никак не проявляются. Иногда важные моменты на предварительных исследованиях выглядят как некие аномалии, незначительное отклонение от нормы. Поэтому редко эксперты учитывают их при прогнозирование будущих событий.
Россия легла на дно и лежит – Елена Гришина.
Для описания точки, в которой российское общество находится в конце 2016 года, достаточно будет описания нескольких фактов. Проведенный специалистами РАНХиГС «Мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения» показывает, что нетронуты кризисом всего 7-8 процентов российских граждан, но в список пострадавших записывают себя 75 процентов населения. При этом 31 процент участников исследования уверяет, что последствия кризиса оказались довольно трудными.
Также социологи определили, что в 44 российских регионах от 10 до 20 процентов населения сталкивается с трудностями при оплате коммунальных услуг. Причиной трудностей является то, что стоимость оплаты коммуналки увеличилась, а доходы сократились. Все те же 10-20 процентов россиян, проживающих в 37 регионах, из-за нехватки денег вынужденно отказываются от покупки неотложных медикаментов, рекомендованных врачом. В целом субъективный уровень бедности остается высоким, что можно объяснить рядом объективных факторов.
Елена Гришина, заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования в структуре РАНХиГС, отмечает, что теперешнюю ситуацию можно расценивать как своеобразную стабильность. Современная Россия легла на дно, где продолжает лежать. За минувших 2 года реальные доходы российских граждан снизились на 12,3 процента, заработная плата и пенсии сократились на 8,7 и 7 процентов, соответственно. В конце года Росстат констатировал рост доходов на 0,5 процента, но о докризисном уровне говорить и даже мечтать пока не приходится.
Учитывая предпосылки, бессмысленность надежд на улучшение в ближайшем будущем осознают россияне. В ноябре прошлого года 23 процента российских граждан надеялись на улучшение положения в скором времени. Сейчас сохранять оптимизм удается только 10,1 процента россиян. Руководство страны, видимо, ведет долгую игру, которая требует от россиян не только терпения, но и некоторого персонального «стабилизационного фонда». Постепенно резервы россиян, как и государства, сокращаются.