Положение, в котором оказалась современная Россия, оценил Дмитрий Орешкин. Политолог утверждает, что у Кремля нет реальной возможности выйти из сирийского конфликта. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Эспрессо».
При общении с журналистами украинского телеканала российский политолог Дмитрий Орешкин объяснил интерес Москвы к судебному процессу, в рамках которого Кремль по инициативе региона Олийныка хочет признать Революцию достоинства госпереворотом. Эксперт объясняет, что неизменным остается принципиальный подход Кремля. Москва не может улучшить ситуацию на фактически подконтрольной территории, но стремиться сделать лучшей жизнь всех украинцев. Смысл суда заключается в том, что для Украины Кремль намерен сделать все возможные плохие шаги.
По убеждению политолога, в данной ситуации Москва руководствуется долгосрочными интересами, хотя понятно, что решение суда не будет иметь значения для Европы и утомленных украинской темой рядовых россиян. Орешкин констатирует, что современное российское общество переживает разочарование и усталость, граждане перестали радоваться крымским сюжетам. Он предполагает, что Кремль в очередной раз подбрасывает на украинскую территорию дохлую кошку в надежде раздуть затем эпидемию чумы.
Политолог полагает, что попытка окажется неудачной и суд будет одним из элементов систематического давления на партнера-противника в рамках переговоров. В то же время сильным упрощением является предположение о возможной попытке российских военнослужащих начать операцию против Украины во время перерыва в американской властной системе.
Орешкин уточнил, что в ситуации вокруг Донбасса Вашингтон играет серьезную, но не самую главную роль. Современная Украина может ответить на российскую атаку, это понимают и военные из России. Поэтому весь судебный процесс политолог рассматривает как планомерное перебрасывание дохлых кошек через забор, поскольку о подготовке серьезных военных действий речь не идет.
Вместе с тем одновременно с попытками дестабилизации ситуации в Украине Москва принимают участие в сирийском конфликте. По утверждению Орешкина, теперешняя политика Москвы сильно напоминает игру на публику – с надуванием щек и жесткими гримасами. В создавшейся ситуации даже непонятно, как рассматривать уничтожение Алеппо – как большую или небольшую проблему, аналогично можно охарактеризовать происходящее в Пальмире.
В любом случае трудно понять, чем может для России закончится сирийская история. Сложно определить однозначно даже то, что можно считать победой. Очевидно только то, что, исходя из поддержки в социуме, Асад не может контролировать больше 10-20 процентов сирийской территории. В Сирии только около 10 процентов граждан являются алавитами, остальные исповедуют другую идеологию и ненавидят диктатора-президента.
Уйти из Сирии России будет непросто.
В настоящее время при помощи российских военных уничтожен и взят под контроль Алеппо, но дальнейшие действия трудно определить однозначно. Понятно также то, что в ситуации с Алеппо Кремль понес большие репутационные потери, поскольку весь мир с содроганием смотрит на военные преступления в отношении мирных сирийских жителей. Подобные действия Дмитрий Орешкин называет элементом политики Кремля, который раздражает и удивляет его больше всего.
Недальновидность Орешкин просматривает также в решении Кремля об аннексии Крыма. В 2014 году Москва аннексировала полуостров, вынуждена ежегодно тратить на территорию 100 миллиардов рублей из государственного бюджета, чтобы финансировать воровство местных чиновников. Политолог сомневается, что до 2014 года на полуострове было меньше коррупции, но тогда, по крайней мере, существовала мирная ситуация без нарушения международных договоров.
Хозяину Кремля Крымская история принесла большое повышение рейтинга, но сирийская кампания не дает аналогичного результата. Как показывают социологические опросы, для половины населения ситуация в Сирии является далекой и неинтересной. Поэтому принципиальная задача российского президента заключалась в том, чтобы войти в Сирию и заставить Запад везти с собой переговоры.
В дальнейшем, по мнению эксперта, россияне вошли в Сирию и показали, что проблема не может быть решена. Однако будущие события в Сирии сложно предугадать. При выходе России из государства ситуация вернется к исходной точке. Одинаково остается проблема нехватки в распоряжении Асада военных, экономических и людских ресурсов для удержания территории.
Дальнейшее пребывание в Сирии россиян приведет к превращению конфликта во второй Афганистан. Аналогичные выводы делают аналитики Центрального разведывательного управления в Лэнгли, штат Вирджиния. Ситуация развивается именно по такому сценарию, какой предполагался – Россия влезла в Сирию и не понимает, как оттуда вылезать. Единственным возможным вариантом выходом для российского президента является отход с выражением победы на лице, но формулировка победы пока туманна.
Сомневается Орешкин также в том, что в Москве удастся выторговать для себя какие-то бонусы в качестве благодарности за участие в сирийской операции. Политолог подчеркивает, что западные политики, в отличие от российского общества, много внимания уделяют гуманитарной составляющей. Для европейцев действительно большой проблемой является уничтожение тысяч людей. Тем не менее, эксперт допускает, что Москва может покинуть Сирию после договоренности о том, что европейцы забудут о расследовании падения малазийского Боинга, где для Кремля намечается серьезная проблема.