Безрезультатно завершился уже второй по счету конкурс на строительство специальных железнодорожных подходов к известному Керченскому мосту: ни одна из российских компаний не подала заявку на принятие участие в данном подряде. Саму стоимость контракта оценили почти что в 17 миллиардов рублей, проект завершен должен быть до ноября 2019 года.
Почему компании из РФ отказываются прокладывать крупную железнодорожную ветку через ныне строящийся Керченский мост и на сколько времени может затянуться такого рода строительство? На эти вопросы попробовали ответить эксперт в транспортной отрасли А. Кава, а также журналист М. Гард, пишет издание «Крым.Реалии».
Дорога в Крым.
В Минтрансе РФ срыв конкурса на масштабное строительство железнодорожных подходов к упомянутому Керченскому мосту называют вполне обычной рыночной ситуацией, когда именно потенциальных подрядчиков совсем не устраивают сроки, оплата, а также условия строительства. Вместе с тем в Крыму подписали специальный контракт уже на возведение современных автомобильных подходов к этому мосту. Здесь подрядчиком является санкт-петербургское ЗАО «ВАД», которое пообещало, что проектирование стартует в ближайшее время.
В сентябре текущего года Путин лично проинспектировал ход строительства указанного Керченского моста и на специальном заседании в городе Керчи напомнил местным чиновникам о важности строительства не только 1-го моста, но еще и трассы «Таврида» от той же Керчи до Симферополя. Тогда же премьер Медведев признал, что РФ с трудом удается отыскивать деньги на эти все крымские проекты, и даже предостерег местных госчиновников: больше российская власть не будет выделять финансирование на масштабное строительство «Тавриды».
На текущий момент на месте строительства а Керченского моста возвели лишь одну треть из ранее запланированных опор. В 2017 году планируется закончить сооружение опор автомоста, по нескольким участкам на суше выйти на асфальтобетонные работы и полностью завершить фарватерные опоры в местном проливе. О строительстве нового моста через Керченский пролив Москва заговорила сразу после аннексии полуострова, но найти генподрядчика в итоге оказалось непросто.
Обсуждалось даже назначение «Стройтрансгаза» Г. Тимченко, но в конце 2014-го он категорически отказался строить мост, объяснив, что боится попросту не осилить проект, и что это слишком рискованная история. Позднее Медведев подписал решение об официальном назначении предприятия «Стройгазмонтаж» возглавляемом А. Роттенбергом генподрядчиком по дальнейшему строительству моста. При этом движение по мосту только в тестовом режиме запланировано открыть в конце 2018-го, а вот уже окончательная сдача этого объекта намечается на конец 2019 года. На строительство данного моста из госбюджета РФ запланировано выделить более чем 228 миллиардов рублей, но вот с учетом цен следующих годов.
Известный журналист и при этом эксперт транспортной области М. Гардус говорит, что посольство США ввело недавно новый пакет санкций против действующих российских компаний, что работают в Крыму. В этот пакет вошли 23 компании. Многие аналитики склонны думать, что многие более-менее приличные строительные компании России именно потому не желают браться за проект, ведь крайне велик риск. В русских реалиях реальный исполнитель и теоретический подрядчик работ – не всегда одно и то же самое, говорит Гардус. В тендере побеждает определнная прокладка, осваивающая денежные средства, а вот реальные работы исполняет вообще кто-то другой. Журналист уверен, что серьезные компании попросту не хотят ввязываться в такую игру.
Он сильно сомневается в том, что мост построят в обозримое время. Сейчас ведется активная дискуссия о том, работают ли санкции или же нет. Но если задуматься, то из-за санкций с нынешними крымскими подрядчиками никак не работают разные страховые фирмы. Суммарное количество компаний, которым отказали в перестраховании – две тысячи. Это много. Каждый бизнес с рисками имеет склонность страховаться. И все идет по известной цепочке. К примеру, компания «Рога и копыта» все-таки выиграла тендер. Но ей рельсы, технику поставили крупные компании. Не в этом, так в каком-то следующем пакете санкций все это всплывет.
Гардус отмечает, пишет издание "Биржевой лидер", что теоретически можно решить проблему морским сообщением между Крымом и Краснодарским краем РФ, но для этого нужно вложить много денег в современную паромную переправу. Нынешние подъездные пути вообще не рассчитаны на имеющийся бардак. Вся железнодорожная дорога в городе Керчи, подходящая к переправе, является одноколейной. Строить колею – примерно пять миллионов долларов США за 1 километр.
В свою очередь, экс-замминистра инфраструктуры Украины, видный эксперт в транспортной отрасли А. Кава считает, что процесс поиска подрядчика на строительство необходимых железнодорожных подходов к упомянутому Керченскому мосту пока не завершен. Учитывая, что сроки строительства железнодорожной части отложили до 2019 года, Кава уверен, что времени на выполнение работ более чем достаточно. С обеих сторон железнодорожные подходы имеют небольшую протяженность, большинство работ связано с укладкой вторых главных путей на нескольких участках.