На фоне событий с докладом американских спецслужб в тени оказался инцидент, связанный с угрозами Григорию Шведову, главному редактору издания «Кавказский узел». Однако на взгляд Альви Каримова, пресс-секретаря первого лица Чеченской Республики Рамзана Кадырова, со стороны спикера Магомеда Даудова в опубликованном им в Instagram посте никаких угроз не содержалось.
Сайт «Радио Свобода» цитирует Каримова, заявившего: «Мое личное мнение: Шведову очень хочется, чтобы его имели в виду. Говорится про пса «Шведа», а Шведов – пес, что ли? Ну пусть консультируется со своими юристами».
Аналитики отдела «Новости России» журнала «Биржевой Лидер» уточняют, что речь идет о публикации главы парламента Чечни Магомеда Даудова под названием «Как развязать Кавказский узел». В ней он описал, что можно сделать с «гибридной псиной Шведом», отличающейся брехливостью и чересчур длинным языком, который Даудов предлагает укоротить до стандартных размеров, как и вырвать пару клыков, дабы Шведов начал «брехать что-нибудь доброе или познавательное».
Кроме того, в посте главы парламента Чеченской Республики содержались и другие оскорбления, которые в той или иной степени «вспоминали» длинный язык главного редактора издания, завязавшегося в опасный «кавказский узел». Помимо «гибридного пса», Даудов обращался к теме осла, козла, овцы и волка.
За что на самом деле угрожают Шведову?
Конечно же, подобная публикация не могла остаться незамеченной. Вскоре президентский Совет по правам человека должен будет рассмотреть инцидент на предмет возможных угроз в адрес журналиста. Во многом «простимулировал» это сам Шведов, который 9 января обратился в Следственный комитет РФ с соответствующим заявлением. В интервью «Радио Свобода» он заявил, что расценивает пост Даудова как давление и попытку воспрепятствовать профессиональной деятельности.
Он также сообщил, что согласно заявлениям юристов, публикация спикера чеченского парламента может быть расценена как действия, подпадающие под статью 144 Уголовного кодекса России о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов, каковой может считаться угроза насилия. Таковой в публикации могут считаться слова об обрезании языка и вырывании зубов.
Насчет комментария пресс-секретаря Кадырова по поводу отсутствия угрозы, Шведов сказал, что именно поэтому он еще более укрепился во мнении, что необходимо обращаться в СК РФ, который в этой ситуации должен выступить в качестве арбитра. Также он сообщил, что никакой реакции на пост Даудова кроме комментария Каримова не последовало, что еще больше убедило главного редактора «Кавказского угла» в необходимости решать инцидент в правовом аспекте.
Вместе с тем Григорий Шведов не считает, что Магомед Даудов опубликовал свой пост из личной неприязни к нему. Ведь для этого не было причин: «Кавказский узел» не публиковал материалов непосредственно о главе парламента Чечни и членах его семьи. Однако не исключает, что это может быть связано с критическим подходом издания к нынешнему руководству республики.
Например, говорит собеседник «Радио Свобода», Верховный суд Чечни подтвердил приговор по сфабрикованному делу в отношении сотрудника издания Жалауди Гериева, что является уже не угрозой, а реальным преследованием журналистов «Кавказского узла».
В связи с этим у Шведова поинтересовались, собирается ли «Кавказский узел» корректировать политику редакции, на что тот ответил отрицательно: никаких изменений не будет. Журналист добавил, что на частую критику из Чечни издание реагирует адекватно, постоянно перепроверяя публикации на достоверность излагаемых в них фактов.
– Мы считаем критику полезной. Но это первый случай, когда вместо критики за конкретную публикацию мы видим призыв непосредственно в мой адрес, связанный с применением насилия, – отметил Григорий Шведов.
Реальна ли угроза убийства журналиста?
Он добавил, что призыв к насилию возымел действие: под постом Даудова появились комментарии, в которых не только поддерживается идея автора, но и предлагается убить Шведова. По словам Шведова, в его практике такое происходит впервые. Но это не дает повода для изменений в освещении проблемы нарушения прав человека в Чеченской Республике или иных регионах страны, о которых также пишет издание.
На вопрос, опасается ли за свою жизнь главный редактор «Кавказского узла», он ответил, что не тревожится по этому поводу, хотя напомнил про подобные угрозы в адрес журналистов, которые были осуществлены. Это Анна Политковска, Наталья Эстемирова, а также Борис Немцов. При этом он подчеркнул, что все эти убийства тем или иным образом были связаны с выходцами из Чечни.
Своим мнением о том, к чему может привести публикация Магомеда Даудова, с «Радио Свобода» поделился и представитель Совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов. Он отметил, что подобные высказывания со стороны любого должностного лица в принципе недопустимы и их авторы должны быть наказаны. Но в условиях режима Кадырова подобный пост является серьезной угрозой. Ведь достаточно высказать хоть намек на недовольство человека, как последует команда «Фас!» и найдутся исполнители, которые за свою работу не только уйдут от ответственности, но и будут в той или иной форме вознаграждены.
Поэтому Григорию Шведову угрожает реальная опасность. Тем более, что «Кавказский узел» давно является мощным раздражителем для Рамзана Кадырова, который называл издание «вражеским инструментом». А такая «рецензия» со стороны главы республики является сигналом для местных спецслужб к совершению действий определенного характера.
На вопрос, почему, на взгляд Олега Орлова, власти Чечни позволяет себе размещать в социальных сетях подобные посты, правозащитник ответил, что они это себе позволяют, поскольку им разрешает Кремль и лично Владимир Путин.
– Они понимают, что все, что они будут творить, останется безнаказанным. Максимум, что они могут ожидать из Кремля, – такого мягкого «Ай-ай-ай, ну, ребятки, перегнули слегка!» Ничего более серьезного, – прокомментировал Олег Орлов.