Российским правоохранителям не хватает квартир. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин и генпрокурор Юрий Чайка обратились к главе государства с просьбой выделить из государственного бюджета средства на жилье для сотрудников их ведомств – 27 миллиардов рублей. Соответствующее письмо было отправлено в текущем месяце, сообщает «Радио Свобода». Получить новую жилищную площадь мечтают и многие другие российские граждане, в числе которых многодетные семьи и ветераны. Правда, к их запросам власти прислушиваться не спешат.
Как утверждают руководители ведущих правоохранительных ведомств Российской Федерации, в настоящее время в очереди на получение жилья стоят 3690 работников Генпрокуратуры и 3800 сотрудников Следственного комитета. Из запрошенной суммы денег получается, что первые в среднем получат по 5 миллионов рублей, вторые – по 2 миллиона. Генеральная прокуратура делала запрос с расчетом на сотрудника ведомства и 2 членов его семьи, СК же не подумал о семьях. Указанные средства пойдут на «единовременные соцвыплаты» для приобретения жилья или его строительства.
Минстроительства и Минфин против этих сумм ничего не имеют. В прошлом году обеспечение жильем работников вышеупомянутых ведомств было одной из ключевых задач программы «Жилище».
Согласно отчету Минстроя, по указанной программе Генпрокуратуре было выделено 406 миллионов рублей, СК – немногим менее 188. Вместе с тем в отчете сказано о 1,6 тысячи прокуроров в очереди на жилье. Юрий Чайка в письме главе государства запрашивает средства почти на 3,7 тысячи работников. С учетом того, что Чайка желает обеспечить жильем еще и семьи сотрудников, умножаем 1,6 на 3 (работник и два члена его семьи), но 3,7 никак не получается. Поэтому непонятно, откуда взялись такие цифры. Количество сотрудников СК в очереди на жилье в отчете совпадает с предоставленными Бастрыкиным данными.
Ведомства подчеркивают, что выделенные средства тратились только на служебное жилье, которое сотрудники обязаны сдать в случае их увольнения или ухода на пенсию. А запрошенные 27 миллиардов пойдут на приобретение уже личных квадратных метров.
Однако главы Минобразования или Минздравоохранения не попросят денег для врачей и учителей, которым служебного жилья вообще не положено. И в то время как следователи и прокуроры живут в служебных квартирах и могут спокойно откладывать деньги, людям иных профессий приходится погашать ипотеки без льгот. Это выглядит не совсем справедливо с учетом размеров зарплат по государству. «Суть нашего государства – быть полицейским. Ведь у нас кризис, и, несмотря на декларированные 86 процентов поддержки, все равно усиливаются протестные настроения. Власти заинтересованы в лояльности правоохранителей, ФСБ, внутренних войск, полиции, то есть всех, кто должен защищать их от народа. Поэтому к ним и повышенное внимание, – им и зарплаты, и квартиры, и льготы», – подчеркивает бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков.
Тем не менее ряд госпрограмм предусматривают помощь в получении жилья не только работникам правоохранительных органов. Один из крупных проектов по обеспечению жильем граждан РФ – «Жилище» – запустили еще в 2012-м. Он ориентирован в первую очередь на жителей столицы, хотя часть денег отдают и регионам. Согласно паспорту указанной программы, в среднем на ее выполнение в год выделяется 312 миллиардов рублей. Средства рассчитаны на капитальный ремонт и постройку жилых помещений, благоустройство территорий, льготное ипотечное кредитование, управление жилищным фондом, выполнение гособязательств.
Большая часть средств уходит на строительство жилья, за что, прежде всего, отвечают ЖКХ и Министерство строительства. Правда, проследить все статьи расходов очень сложно.
В 2014-м была запущена еще одна аналогичная госпрограмма – «Жилье для российской семьи». Как следует из отчета за 2015-й, общий объем финансирования составил приблизительно 129 миллиардов рублей в расчете на все российские регионы. Две ключевые цели программы – обеспечение жильем ветеранов ВОВ и переселение из аварийных домов. В 2015-м жилье получили 10,8 тысячи человек в первом случае и 191,2 тысячи – во втором. Однако не всех целей программы удалось достичь. В рамках подраздела «Жилье для молодых семей» ввели только 256 тысяч квадратных метров экономкласса из запланированных пяти миллионов. Объяснение – «отсутствие средств госбюджета». Из 3,75 тысячи гектаров земли для жилищного строительства в эксплуатацию было введено меньше половины – 1,4 тысячи. В результате люди, которые не относятся к льготной категории, вынуждены стоять в очереди десятилетиями.
Помимо долгих очередей, людям приходится сталкиваться и с иными проблемами: москвичам предлагают жилище в подмосковных городах, а площадь предоставляемых квартир гораздо меньше положенного.