На днях Росстат официально опубликовал свою новую оценку динамики экономики РФ за два последних года. И что здесь удивляет, так это то, что, исходя из обновленного взгляда статистиков, вся экономическая динамика в это время оказалась намного лучше, чем считалось. Это стало неожиданностью для всех, включая Минэкономразвития, специалисты которого говорят, что совсем не понимают, почему Росстат таким радикальным образом пересмотрел свои оценки, отмечает старший научный сотрудник американского Института Брукингса С. Алексашенко. Об этом пишет РБК.
В статистике ВВП, как и в других случаях, разные показатели не существуют друг от друга изолированно. Они связаны, и почти нельзя никогда изменить один из них так, чтобы не изменился другой. Упрощенно это все выглядит так. ВВП — это сумма добавленной стоимости, которая производится в разных секторах экономики: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, финансовая область и т. д. Если вдруг информация по промышленности ухудшились или же улучшились, то при иных равных условиях на столько же измениться должны данные по ВВП.
Но, кроме структуры «ВВП по производству», есть и другая структура - это «ВВП по конечному использованию», где показывают структуру спроса на то, что производит нацэкономика. Здесь элементами спроса являются население, сектор госуправления, некоммерческие организации, разные накопление (запасы и инвестиции), а также чистый экспорт (разница между экспортом и импортом). Если показатели по промышленности возросли, то должен измениться не один только общий объем ВВП, но еще и один из компонентов спроса, то есть мы понять должны не только, какой именно сектор промышленности произвел намного больше добавленной стоимости, но и кто заплатил за это.
Но и это еще не все. Есть и третья структура ВВП, «по источникам доходов», — когда добавленная стоимость обязательно делится на доходы населения, чистые госналоги (на производство, а также импорт), валовую прибыль нацэкономики и разные смешанные доходы. Другими словами, поняв из самой структуры ВВП по производству, кто произвел больше, мы из структуры по использованию понять должны, кто приобрел произведенное, а вот из структуры по источникам самих доходов понять, кто заработал на этом. Получается некий «кубик Рубика», где правильная комбинация лишь одна, и ее сразу видно.
Квартальный лабиринт.
В статистике ВВП имеются и другие тонкости. К примеру, одна из основных проблем — это исчисление ВВП именно в реальном выражении, другими словами, с учетом инфляции. Статведомство публикует индексы-дефляторы по отдельно взятым секторам, и при их использовании с номинальными данными по отдельным сферам общий итог обязательно должен сходиться. А еще для того, чтобы все понимали, в каком состоянии пребывает экономика, каждый квартал всю динамику ВВП статведомство должно оценивать непосредственно к предыдущему кварталу.
Уже одного этого вполне достаточно, чтобы не слишком верить данным об улучшенной динамике нацэкономики, которые опубликовал Росстат. А если к этому еще и добавить, что с прошлой весны Росстат перестал публиковать каждый месяц данные по инвестициям, то становится понятно, что статистики кубик Рубика собрать не могут, и они вообще не знают, что происходит с экономикой.
Секретный ВВП.
Эксперт не желает утверждать, пишет издание «Биржевой лидер», что именно та проблема, о которой он говорит в завершение, мешает Росстату все правильно подсчитать. Он подозревает, что проблем намного больше, и опасается, что даже сами руководители Росстата знают не обо всех из них. Но нельзя при этом не сказать о проблеме засекреченности огромнейшего массива данных, которые рассказывают о деятельности военно-промышленного комплекса и многочисленных силовых структур.
Эта секретность, на самом деле, если кому-то сегодня и мешает что-то понять, так это российским госвластям и всему российскому обществу. Получая только засекреченную информацию, Росстат ее должен так запрятать в собственные таблицы, чтобы ни один шпион ни о чем не догадался. Для этого Росстат непременно вносит искажения в показатели работы тех или иных секторов, что-то кому-то добавляя, а кому-то при этом убавляя. А поскольку упрятать правду от шпионов намного важнее, чем рассказать правду большому российскому обществу, то за неправильно собранный кубик Рубика, как говорится, просьба в пианиста не стрелять: он играет так, как сам умеет.
А если немного вдуматься, то становится абсолютно понятно, что финансовые показатели работы ВПК не являются вообще никакой гостайной. Тайной могут быть различные технические характеристики оружия, некие технологии, которые использовались при его производстве, вероятно, его месторасположение, но точно совсем не то, сколько денег потратили на его закупку (то, что выступает засекреченной частью госбюджета), и не то, сколько добавленной стоимости было произведено предприятиями ВПК.
Эксперт уверен, что при нынешнем российском президенте вообще никакого прогресса в рассекречивании таких данных не следует ожидать: не этому его учили в засекреченной Высшей школе КГБ. А раз так, то и узнать, что же происходит с российской нацэкономикой и как выглядит ее весь «кубик Рубика», вряд ли другим будет суждено в самые ближайшие годы.