По словам политолога Павла Баева, профессора Института исследований мира (Осло), шансы на то, что президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп достигнут взаимопонимания, являются призрачными. Более детально мнение Баева относительно призрачности шансов на достижение взаимопонимания между российским и американским лидерами, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Павел Баев напоминает, что Дональд Трамп за первую декаду своего президента успел создать столько спекуляций и неопределенности относительно своих намерений относительно России и курса во внешней политике в целом, сколько другие не успевали создать за 100 дней. Между тем сейчас уже российские эксперты не обещают никаких чудес в плане налаживания отношений между Москвой и Вашингтоном.
Кроме того, изменилось также и общественное мнение – если в ноябре прошлого года улучшения отношений между Россией и США ожидали 54 процента россиян, то в настоящее время их доля снизилась до 46 процентов. Более того, из этих 46 процентов только лишь 7 процентов сегодня уверены в том, что Дональд Трамп действительно сумеет принести значительное улучшение отношений.
По сути, перспектива саммита РФ-США в мифическом Рейкьявике уже испарилась. Вместо этого сейчас все внимание сосредоточено на недавно состоявшемся телефонном разговоре между Путиным и Трампом. В России надеялись, что этот телефонный разговор должен был подтолкнуть нового американского лидера к отмене антироссийских санкций. Телефонный разговор между лидерами двух стран состоялся 28 января, однако ранее пресс-секретарь президента РФ Песков намекнул, что никакой подготовки к "серьезным контактам" не ведется. Впоследствии стало понятно, что Песков действительно описал реальную ситуацию.
Следует обратить внимание на еще один, весьма важный момент. Вполне возможно, что сегодня сама Россия не заинтересована в скором снятии с нее американских санкций. Все дело в том, что после принятия Трампом такого решение в Конгрессе может состояться голосование за закон о санкциях, и отменить его будет очень сложно. Готовность нового американского лидера нормализировать отношения с Москвой вызвана, скорее, его желанием как можно быстрее вычеркнуть данную проблему из собственной политической программы, а вовсе не в намерении признать ключевую роль России на международной арене, как хотелось бы верить многим российским экспертам.
Вместе с тем ряд аналитиков утверждает, что стремление нового президента США избавиться от "раздутой проблемы" натолкнулось на сопротивление не только лишь со стороны "интервентов" в Вашингтоне, выбравших Российскую Федерацию в качестве основного источника угрозы, но и со стороны "изоляционистов". Последних, в частности, возмутило вмешательство России в избирательный процесс в Соединенных Штатах.
Для того чтобы Вашингтон сменил курс, Москва должна предложить ему что-то ценное – Баев.
По мнению Баева, Кремль должен предложить Белому дому что-то ценное для того, чтобы Вашингтон сменил курс. Однако недавний телефонный разговор президентов РФ и США так не помог выяснить, в чем же сегодня американская сторона действительно заинтересована. Пока здесь можно строить только лишь предположения.
Например, одним из вариантов, который станет выгодным для обеих сторон, здесь вполне может быть традиционный политический торг относительно сокращения Россией и Соединенными Штатами своих ядерных арсеналов. В одном из недавних своих интервью Трамп уже упоминал данный вопрос. При этом не стоит забывать, что сейчас для возобновления переговоров по этому вопросу есть более чем достаточное обоснование. В 2021 году истекает срок действия договора по СНВ, и для того, чтобы страны достигли компромисса, практически наверняка понадобится много времени.
Впрочем, по мнению российской стороны, привязка подобных переговоров к вопросу о введенных против РФ санкциям вынудит Кремль пожертвовать своей ядерной программой, которой столь гордиться Россия. Конечно же, такое предложение не будет пользоваться популярностью среди "патриотично настроенной" части российского общества. В итоге в Кремле поспешили заявить, что такого рода предложения для России неприемлемы.
Еще одной теоретической областью сближения двух стран может стать Ближний Восток – ранее Трамп уже неоднократно призывал Москву к сотрудничеству в борьбе против ИГИЛ. По сути, данная тема была ключевой во время его телефонного разговора с Владимиром Путиным. Однако для России невыгодна идея о "безопасных зонах" на территории Сирии – ведь сегодня ВКС РФ наносят удары там, где они считают нужным. Не особо плодотворными оказались и мирные переговоры по урегулированию сирийского конфликта.
На данном этапе установления отношений с Дональдом Трампом Владимир Путин связывает свои главные надежды вовсе не со снятием с России санкций. Его основные надежды здесь связаны с раздуванием противоречий между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками. Весьма характерным в данном отношении стал тот факт, что телефонный разговор Трампа и Путина состоялся как раз между звонками президента США канцлеру ФРГ Ангеле Меркель и президенту Франции Франсуа Олланду. Лидеры ведущих стран ЕС явно расстроены "прекрасной дружбой" непредсказуемого Трампа и чересчур предсказуемого Путина.
Перед Меркель и Олландом, равно как и перед главой британского правительства Терезой Мэй, сегодня стоит задача, заключающаяся в том, чтобы показать президенту США, сколь много рисков и мало выгод есть в неразумном стремлении к разрядке/капитуляции. Здесь им понадобятся такие союзники, как вице-президент США Майкл Пенс, однако при этом лидеры европейских стран могут также рассчитывать и на поддержку сенатора Джона Маккейна и нового главы Пентагона Джеймса Маттиса. Поэтому можно говорить о том, что сегодня шансы Путина на достижения понимания с Трампом достаточно призрачны. Более того, они еще и постепенно уменьшаются.