Накануне глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров озвучил планы по введению системы продовольственных карточек в стране. Эта информация вызвала множество вопросов у рядовых россиян и экспертов.
Непонятно, кто именно получит эти карточки и на какую сумму. Глава Минпромторга лишь сообщил, что программа продовольственной помощи особо нуждающимся гражданам оценена в 240 млрд. рублей (4 млрд. долларов США), а купить с их помощью можно будет продукты исключительно российского производства, причем за вычетом «вредных», то есть алкогольных напитков, табачных изделий и пр.
ВВС напомнило, что продовольственные карточки не являются российским ноу-хау – человечество имеет огромный опыт рационирования питания. Однако инструменты этого могут быть разными – карточная либо купонная система. И разница между этими двумя понятиями весьма существенна. Если купоны являются заменителями денег, то карточки – лишь разрешением отовариться на определенный продукт в оговоренных пределах и платить за еду по карточке все равно придется. Продовольственные карточки вводятся для всех граждан в условиях тотального дефицита, купонами же обеспечиваются особо нуждающиеся граждане. «Можно сказать, что карточки – средство от недостатка, а купоны – от неравенства». Судя по озвученным Минпромторгом планам, речь идет как раз о купонах, а не о карточках.
В наследство от Великой французской революции.
Впервые в нынешнем виде продовольственные карточки (на хлеб), а также ограничения стоимости основных продуктов питания ввели французские якобинцы в 1793 году. Для радикалов карточки имели не столько экономическое, сколько моральное значение: «Они воспитывали нового человека, который чувствовал бы себя частицей общества и не стремился устроиться в жизни в одиночку, да еще лучше сограждан».
В дальнейшем к карточной системе прибегали во многих странах, но в основном, если речь шла о развитых государствах, только в годы войны. Например, во время Первой мировой войны в Германии ввели продовольственные карточки. К окончанию боевых действий немцы могли получить 3,3 килограмма картофеля, 1,8 килограмма хлеба, 240 граммов мяса и 70 граммов жира в неделю.
В дореволюционной России продовольственные карточки вводились только раз – с весны 1916 года: лимитировалась продажа сахара, так как много сахаропроизводящих заводов оказалось в зоне боевых действий. А вот после Февральской революции Россию захлестнула волна лимитов на еду: сначала на крупы, потом – на мясо, сливочное масло, яйца, растительное масло.
Страна Советов. Или продовольственных карточек?
После Октябрьского переворота Россия (а вслед за ней и СССР) на десятилетия подсела на карточки. Большевики считали карточную систему не временной вынужденной мерой, а прогрессивной формой коммунистического распределения. Недаром они планировали к 1919 году полностью отменить деньги. Ленин требовал, чтобы «каждый пуд хлеба и каждый пуд угля не шел бы в спекулятивную продажу, а служил бы для справедливого распределения». Но для себя, любимых, руководители устанавливали особые пайки.
На короткий период – проведения так называемой новой экономической политики (нэп) – карточки были отменены, но в 1929 году они вновь вернулись: сначала на хлеб, а через 2 года – на все основные продукты питания, одежду и обувь. Карточки были, кстати, мощным оружием наказания. Например, в 1941 году семьи сдавшихся в плен солдат их лишались.
В годы Второй мировой войны карточная система была введена во многих странах мира, причем окончательно ее отменили спустя годы после окончания боевых действий: в Великобритании – в 1954 году, в США – в 1947 году, в Японии – в 1949 году, в Чехословакии – в 1953 году и т.д. А вот в Советском Союзе карточная система просуществовала до самого его распада. В городах «первой категории снабжения» (Москва, Ленинград и пр.) талоны на продовольствие не вводились, поэтому в выходные дни туда устремлялись жители окрестных областей (знаменитые «колбасные электрички» в Москве). Но накануне распада СССР в 1988-1991 гг. талонная система была введена повсеместно, включая Москву. Отменили ее в России лишь в 1992 году, но в регионах лимиты на отдельные виды продовольствия существовали еще годами.
Уравнительная справедливость.
Продовольственные купоны появились еще до нашей эры – в 150 году до н. э. Гай Гракх ввел их в Риме. Их получало до 300 тысяч римлян (в добавку к еде им предоставляли бесплатные билеты на увеселительные мероприятия, оттуда и пошло выражение «Хлеба и зрелищ»).
Купоны продолжают существовать и сегодня, причем в том числе и в развитых странах. Так, в США до сих пор действует введенная еще президентом Рузвельтом в 1939 году программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program). Так, в октябре прошлого года помощь от государства в такой форме получали более 21,3 млн. домохозяйств. В 90-х годах прошлого столетия купоны заменили на специальные дебетовые карты, на которые ежемесячно поступает определенная сумма (немногим более 100 долларов), которую можно потратить на покупку еды, причем исключительно американского производства.