Претензии современной России на великодержавный статус скептически оцениваются большинством экспертов. Политолог Герхард Манготт называет Россию «силой, нарушающей порядок». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Политолог, эксперт по России и Восточной Европе Герхард Манготт пообщался с журналистами австрийского издания «Wiener Zeitung». В интервью он прокомментировал теперешнюю стратегию Москвы на внешнеполитической арене и использование Кремлем силовых методов для возвращения в список стран, определяющих геополитические тренды. По мнению эксперта, в 2008 году Россия «провела красную линию».
На саммите НАТО, прошедшем в Бухаресте в апреле 2008 года, Украине и Грузии пообещали членство в Североатлантического альянсе. В этом обещании Москва увидела ущемление жизненно важных для себя интересов. Поэтому вмешательство Москвы в конфликт на территории Грузии в августе 2008 года было направлено на укрепление открытого территориального конфликта с Абхазией и Южной Осетией, что стало бы достаточно веским аргументом против вступления Грузии в НАТО.
По аналогичному сценарию поступила Москва в 2014 году с Украиной. Участие России в событиях на Донбассе объясняется тем же стремлением Москвы избежать приближения НАТО к российским границам. Действия россиян в Украине и Грузии австрийский политолог называет ответом Москвы на пересечение проведенной российским руководством красной линии. Форсирование привлечения Украины к Западу эксперт определяет как одну из причин дальнейших неоднозначных поступков российских военных и политиков.
Ряд авторитетных экспертов считает агрессивное поведение России попыткой государства вернуться «на карту мира». В результате молодое поколение россиян может снова гордиться своей страной и ее военной мощью, действующего хозяина Кремля называют влиятельным правителем, который превратил Россию в достойного противника. Этот образ активно распространяет за рубежом прессой на разных языках. По этому поводу Манготт отмечает, что Россия продемонстрировала готовность противопоставлять себя либеральной гегемонии США и защищать жизненно важные интересы.
Внешняя политика Москвы, по словам политолога, безусловно, повысила привлекательность России в глазах жителей тех стран, которые считают себя жертвами западного господства. Однако зарубежные поклонники России не принимают во внимание тот факт, что Россия существенно отстает от США практически по всем показателям. Исключением можно назвать только военный сектор, определяющее значение в котором имеет ядерный потенциал. Учитывая разницу в достижениях, Россию нельзя назвать подходящим вариантом для глобальных перспектив власти.
Отмечает эксперт, что Россия практически не имеет военных баз за пределами своей территории. Модернизация вооруженных сил и ядерного сектора дает возможность Москве добиться успеха на военной и политической арене в соседних регионах, особенно на фоне вакуума власти в США. Вместе с тем в экономическом и технологическом отношении Россия значительно отстает от США. ВВП России составляет 1,7 триллиона долларов, в США основной экономический показатель определяется уровнем 18 триллионов долларов.
Россия может дестабилизировать либеральную западную политическую систему – Манготт.
Примечательно, что деятельность России на геополитической арене следует оценивать с учетом современной атмосферы «постправды». Поэтому есть смысл скорее говорить о демонстрации Москвой силы и власти, чем о реальном потенциале. Эксперт полагает, что в качестве «мешающей силы» Россия способна дестабилизировать либеральную систему, подорвать западную политику и в некоторых регионах даже ее расстроить. Современная Россия является не какой-то мощной творческой силой, а «силой, нарушающей порядок».
Подчеркивает политолог, что господство России на европейском континенте возможно только с определенными ограничениями. Инициированный Москвой Евразийский таможенный союз в полную силу не функционирует через 7 лет после его создания. На практике экономический союз оказался не таким, каким его представляли, завершения формирования объединенного внутреннего рынка нескольких соседних стран нет даже в перспективе.
Многочисленные трудности в реализации совместных проектов объясняются также тем, что через кризис в Украине соседние страны предъявляют довольно жесткие требования к инициированной Россией интеграционной структуре. С российской точки зрения Евразийский проект является выгодным в экономическом и политическом плане. Аналогично для европейцев значение имеет евроинтеграция.
События минувших лет показывают, что все больше правых сил в Европе позитивно оценивают усиление российской мощи. Австрийский политолог напоминает, что Евросоюз в свое время хотел сотрудничать с Россией. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом подписано в 1997 году, через 6 лет в Санкт-Петербурге стороны определили 4 ключевые направления сотрудничества. В дальнейшем, в 2010 году запущен проект «Партнерство для модернизации».
Сложность взаимоотношений заключалась в том, что обе стороны не стремились претворять в жизнь достигнутые договоренности. Все более неохотно хозяин Кремля соглашался на большое количество условий углубленного сотрудничества. Негативно в Москве восприняли требования Евросоюза о становлении правового государства и введении демократических институтов. Дальнейшие события показали, что Евросоюз и Россия по-разному относятся к необходимости соблюдать международные договора. После аннексии Крыма и событий на Донбассе переговоры о сотрудничестве приостановлены.