Более четверти всего населения России на собственном примере убедилось, что от тюрьмы зарекаться не следует. Механизм тюремного конвейера эксперты называют показательным для оценки состояния российского общества, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Статистика показывает, что более четверти всех россиян в свое время прошли через административное или уголовное преследование. В большинстве случаев проблемы с законом возникают у мужчин. С 2000 года количество осужденных в России сокращается, но в прошлом году страна занимала 1 место в Европе и 3 позицию в мировом рейтинге по численности заключенных на каждые 100 тысяч населения.
В российском случае на 100 тысяч граждан приходится 450 арестантов. На первых двух позициях мирового рейтинга, составленного Международным центром тюремных исследований (ICPS), находятся Сейшельские острова и США – 770 и 709 человек, соответственно. В Германии, к примеру, на 100 тысяч населения приходится 76 человек, лишенных свободы.
Большое количество заключенных в России эксперты объясняют репрессивной политикой государства, а также невысоким уровнем работы следствия, судов, прокуратуры и пенитенциарной системы. Также наблюдатели полагают, что активная работа тюремного конвейера стала в результате серьезной социальной проблемой. Одним из последствий является криминализация сознания российских граждан, разрушение общества негативными факторами продолжается.
Репрессивное государство разрушает общество.
В 2016 году в следственных изоляторах, тюрьмах и колониях содержалось более 630 тысяч человек. По информации Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), почти половина заключенных оказалась в местах лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. Кроме того, около 420 тысяч россиян в прошлом году состояли на учете в уголовно-исполнительной инспекции или отбывали наказания, с лишением свободы не связанные.
За прошлый год в России зарегистрировано более 2 миллионов преступлений, 450 тысяч эпизодов относится к тяжким и особо тяжким правонарушениям. Ольга Романова, возглавляющая фонд помощи «Русь сидящая», уверена, что высокий уровень преступности непосредственно связан с репрессивной государственной политикой. Общественный активист указала на главные причины того, что через тюремное конвейер в России проходит огромное количество граждан:
- определение показателей раскрываемости для следователей. Отчетность важна для следствия, как и постепенное повышение показателей раскрываемости;
- судьи могут выносить неправосудные приговоры, получать взятки и иметь низкую квалификацию. Однако в делах по избирательным кампаниям суды беспрекословно встают на сторону власти;
- не выполняет свои функции надзора прокуратура. В настоящее время прокуратура превратилась в орган, у которого нет прав и обязанностей, но есть значительное коррупционные возможности.
Из-за несправедливости и довольно распространенной незаконности судебных приговоров в тюрьму попадают невиновные граждане. По утверждению Ольги Романовой, находятся за решеткой без вины ежегодно около 200 тысяч человек, что более 30 процентов всех арестантов. Часто причиной заключения становятся судебные ошибки или элементарное равнодушие – когда суду просто не хочется разбираться в обстоятельствах дела. Кроме того, нередко за решеткой оказываются россияне, осужденные по заказным политическим делам.
Большое количество заключенных объясняется также жестокостью наказания за преступления. В качестве примера Романова называет тюремное заключение в наказание человека, укравшего курицу. В прошлом году значительно (в 16 раз) увеличилось количество заключенных, которые получили реальные сроки за репост информации в соцсетях, которая оскорбляет чувства отдельной категории граждан. Эксперт констатирует заинтересованность в расследованиях и заключениях у людей, которые арестовывают и судят, поскольку высокая результативность улучшает положение государственного института.
Самым поразительным моментом в работе российского тюремного конвейера Романова называет не количество осужденных, а число рецидивов. По данным ФСИН, около 85 процентов преступлений совершается ранее отбывавшими наказание лицами. Высокий процент рецидивов эксперт объясняет тем, что в местах лишения свободы невиновные осужденные или совершившие незначительные преступления граждане оказываются под влиянием реальных преступников. Для выживания заключенные вынуждены выполнять поручения «блатных» и выходят на свободу уже готовыми на повторное совершение преступления.
Эксперт фонда «В защиту прав заключенных» Петр Курьянов в свою очередь утверждает, что российская репрессивная система направлена только на то, чтобы сломать человека, подтверждением чего является рассказ Ильдара Дадина о пытках. По словам эксперта, из мест лишения свободы в России выходят преимущественно озлобленные люди, которые долгое время жили в положении рабов и несут свое настроение в общество.
Ежегодно из мест заключения в России освобождается около 210 тысяч человек. Проблема заключается в том, что программа ресоциализации практически не работает, а выделенные на нее средства выплачиваются провластным НГО. Ольга Романова отмечает, что современная Россия превратилась в страну тюремной культуры, где каждый человек знает текст популярных блатных песен. Свидетельством болезни общества активист называет ситуацию, когда фраза президента, обещающего «мочить в сортире», понятна и кажется смешной всем россиянам.