Российские парламентарии рассматривают идею отказа от празднования 23 февраля. Декоммунизация в России не планируется, но разговоры о возвращении к истокам звучат нередко, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Деловую столицу».
В своей публикации обозреватель Алексей Кафтан пишет, что российское государство хронически больно Украиной и проявляется эта болезнь в довольно неожиданных местах. После официального отказа Украины от празднования 23 февраля над декоммунизацией неожиданно задумались в соседней стране. С одной стороны, правильным выглядит отказ от празднования дня вымышленной победы, реального поражения и армии, которой больше нет. Однако автор соответствующего законопроекта свои соображения преподнес в другой, более приемлемой для российского электората форме.
Законодательная инициатива разработана Иваном Сухаревым, депутатом от ЛДПР. Он констатирует, что нынешний праздник является наследством наркомвоенмора Льва Троцкого и российским национальным праздником не является. Депутат ратует за возвращение к истокам и напоминает, что в России до революции уже праздновали день памяти русского воинства. Ранее праздник отмечали 29 августа, дата утверждена в 1769 году во время войны России с Турцией и Польшей. Парламентарий также сообщил, что в праздничный день во всех храмах империи проходили поминальные службы по всем воинам, погибшим «за Веру, Царя и Отечество».
Анализируя законодательную инициативу, следует отметить, что предложения авторства депутатов ЛДПР нередко сочиняются в Кремле, а сам Иван Сухарев имеет весьма примечательный послужной список. Депутат занимает 47 номер в списке богатейших представителей российского руководства по версии журнала Forbes. Кроме того, парламентарий является фигурантом дела о хищении миллиарда на строительстве Юмагузинского водохранилища. В Госдуму Сухарев попал по протекции Урала Рахимова, беглого гендиректора компании «Башнефть».
Кроме вышеуказанных интересных особенностей биографии депутат Сухарев ничем не примечателен. Он является типичным российским шовинистом, который призывает выдворить башкиров и татар из Башкортостана. В свое время парламентарий выступил соавтором печально известного «закона Димы Яковлева» и ряда других неоднозначных законодательных инициатив вроде запрета на татуировки для женщин. Депутат выступает горячим поборником права Донецкой и Луганской областей на самоопределение и в целом является типичным защитником «русского мира» со всей его духовностью и скрепами.
Мысль о возвращении к празднованию 29 августа также соответствует «скрепам и духовности». В первую очередь инициатива хороша тем, что в российском календаре этот день уже является особенным - празднуется День спецназа Внутренних Войск МВД. Безусловно, есть логика в предложении о сведении в один день празднования дня борцов с внутренней смутой и тех, кто принуждает к подчинению смутьянов внешних. Вот только более уместно называть этот праздник Днем карателя, хотя использовать такую формулировку не решится даже депутат из ЛДПР.
С другой стороны, называть эту дату Днем защитника формальных оснований больше, чем в случае с 23 февраля. Второй день могут омрачать воспоминания о немцах под Нарвой и бегстве «братишек» наркома Дыбенко до самой Гатчины. В истории 29 августа неприятных моментов действительно меньше, поскольку россияне защитили и отстояли отжатое ранее, после чего отжали еще больше.
В истории 29 августа также не обошлось без негатива.
В далеком 1769 году российские войска, зажатые между крепостью Хотин (турецкой на то время) и пришедшими на помощь гарнизону войсками Молдованджи Али-паши, смогли вырваться из клещей. Крепость россияне штурмовать побоялись, но на руку им сыграла ошибка паши – рассчитывая на численный перевес, он неосмотрительно решил переходить в атаку сразу же после переправы через Днестр.
Именно этот случайный эпизод затем и стал памятной датой для россиян. Как и в случае с 23 февраля, празднование началось лишь после того, как возникла необходимость скрыть неудобную правду. Правда заключалась в том, что даже со значительным численным перевесом князь Александр Голицын с апреля топтался под стенами крепости. В распоряжении князя было 80-тысячное войско, неприятель мог рассчитывать только на войско из 30 тысяч человек. Несколько месяцев князь Голицын находился возле крепости, периодически войско переходило реку, но начинать атаку командир не решался.
В конце концов императрице Екатерине ІІ надоело наблюдать за топтанием князя и войска под стенами крепости и незадачливого генерал-аншефа она отозвала. Спасти честь Голицыну помог Али-паша. Эти события стали переломными в кампании: через 2 недели крепость Хотин сдалась без боя. Следует также отметить, что под стенами Хотина Голицын оказался с хорошо известной целью – для усмирения и порабощения, в рамках защиты «традиционных ценностей» (исключительных интересов России). Эпизод этот был частью истории, которая началась в 1764 году и имеет немало общих моментов с происходящим в Украине с 2010 года.
Последующие сражения привели к тому, что Петербургу удалось установить контроль над всей Польшей. Однако затем события начали развиваться по неожиданному сценарию. Блистательному победителю был предложен ультиматум – раздел захваченной территории или война. После изнурительной войны с Турцией империя вынуждено уступила, раздел Польши закреплен в договоре от 19 февраля 1772 года. Интересно, что в этот же день через 182 года указом Президиума Верховного Совета СССР из состава РСФСР Крымская область переведена в состав УССР. Судя по всему, история явно любит странные шутки.