На Западе президента Российской Федерации часто называют националистом, однако на территории самой РФ такой титул звучит очень двусмысленно - как и слово «нация». Постсоветская политическая традиция приравнивает национализм к ультраправому радикализму, отношения которого с государством регулируются Уголовным кодексом и силовыми структурами. Одновременно с этим, основные политические силы, как и либеральная оппозиция, никаким образом не оспаривают указанного положения вещей и относятся к национализму негативно.
Идея законодательного оформления «нации» в указанном смысле могла бы стать революционной, однако, судя по тому, что группа, готовящая законопроект, заявила о своей капитуляции, национальное строительство после 25 лет с момента создания государства - это слишком поздно.
Буряты, которые воюют за «русский мир»?
Менее трех лет назад, сразу же после смены власти в Украине, официальная Российская Федерация объявила себя защитницей русских в соседних странах. Словосочетание «русский мир» часто звучало с трибун и телеэкранов, однако уже тогда слово «русский» было практически синонимом более привычного Москве «россиянин».
Словом «россиянин» можно назвать не только русского, но и чеченца, представителя мусульманского народа, который в последние 20 лет два раза воевал против РФ, и бурята - сибирского буддиста. В России буряты традиционно предпочитают службу в танковых войсках, а многие из них даже принимали участие в военных действиях на востоке Украины. В то время, когда российская пропаганда уверяла, что на территории Донбасса идет жесткая борьба за русскую культуру и язык, украинцы возражали: «неужели буряты имеют хоть малейшее отношение к Донбассу? Они молятся совершенно другим богам, говорят на другом языке, внешне не похожи - что они забыли в степях Украины?»
Национальное строительство прекратилось.
«Постсоветская РФ за первые годы своего существования была озабочена огромным количеством более приземленных вопросов, нежели национальное строительство. Кто-то увлекся перераспределением собственности, кто-то учился выживать в условиях катастрофической бедности, а думать о высоком было некому», - написал Олег Кашин, независимый журналист, в статье для издания «DW».
Российская Федерация сохранила советское административное деление, одним из важнейших свойств которого являлись национальные автономии, которые в фундаментально новых условиях превратились в этнократии - титульная нация занимает руководящие должности, в школах обязательно изучение культуры и языка, у республик - свой флаг, национальная история и гимн.
Таким образом устроена Чечня и Татарстан, мусульманские Башкортостан, Ингушетия, Дагестан, буддистские Тува и Калмыкия, финно-угорские Мордовия и Удмуртия. Их существование не дает России возможности называться государством русского народа, поскольку официальная риторика использует термин «многонациональная страна», подразумевая, что РФ принадлежит всем этносам, которые в нее входят. На этой стадии национальное строительство остановилось еще в 1991 году.
Несуществующая историческая общность.
«Сохранившаяся до сих пор традиция подразумевает этническое значение слова «нация». В Советском Союзе этническую группу, к которой принадлежал гражданин, фиксировали в паспорте, а в обиходе сохранились нацистские обороты со словом «кровь» - «во мне чверть украинской крови», «я чистый русский». В Советском Союзе нациями назывались исключительно этнические группы, а люди, которые жили на территории государства, принадлежали к так называемому «советскому народу». Предполагалось, что этнические различия исчезнут по мере построения социализма, а потом коммунизма», - заявил Кашин.
В годы правления Леонида Брежнева и Никиты Хрущева советская пропаганда изобрела такой термин, как «новая историческая общность», который предполагал, что русские, грузины, украинцы и прочие не отличаются друг от друга и принадлежат к данной общности. Несостоятельность данной теории проявилась еще в годы правления Горбачева, когда в Армении и Азербайджане «советский народ» начал настоящую межэтническую войну. Как оказалось, различия между нациями так никуда и не делись, а советские люди готовы убить друг друга лишь за принадлежность к чужому этносу.
«На территории современной России эта проблема проявилась в 1992 году, когда христиане-осетины и мусульмане-ингуши начали убивать друг друга во время территориального спора за маленький ингушский район возле осетинского города Владикавказа. В настоящее время в данной районе вообще нет ингушей, а отношения между осетинами и ингушами остаются напряженными. Российский телеканал «Звезда» совсем недавно был вынужден уволить редакторов, которые подготовили фильм об осетино-ингушской войне, где комментарии давал ингушский президент Юнус-бек Евкуров, а, при этом, осетинской стороне слово не предоставили», - заключил он.
Сейчас в России межэтнические противоречия задавлены центральной властью и Путин, очевидно, это отлично понимает. Попытавшись объединить граждан РФ в «российскую нацию» на государственном уровне, он столкнулся с тем, что помимо массовой лояльности у объединяемых народов нет ничего общего. Возможно, российский президент действительно хотел бы стать националистом, но нация, интересы которой он готов защищать, не существует, а очередная попытка ее изобрести провалилась в очередной раз.
Автор: Екатерина Кравец