В недавнем времени была завершена техническая часть расследования крушения Ту-154Б-2 российского Минобороны, который рухнул в Черное море в конце декабря прошедшего года. Согласно утверждениям экспертов, самолет не падал, а приземлился на воду в контролируемом полете. За управление самолета отвечал командир экипажа Роман Волков. Причины такого странного поведения летчика в настоящее время ищут по административной линии: представители Министерства обороны изучают медицинскую карту погибшего пилота, а также результаты прохождения им различных психологических тестов. Более того, эксперты опросили инструкторов, учивших майора летать, и выясняют, был ли правильно организован отдых экипажа самолета перед вылетом.
Стоит отметить, что версия об ошибке экипажа в существующем расследовании стала доминирующей еще в прошлом году после опросов свидетелей ночной авиакатастрофы. По предварительным данным, они заявили экспертам, что Ту-154, следовавший в Сирию, не падал, а приводнился на поверхность моря. Вышеуказанный маневр стал роковым для самолета и людей, которые в то время находились на его борту: от удара машина развалилась на куски и сразу же затонула.
Наиболее вероятной версией является усталость экипажа.
Несмотря на вероятную правдивость вышесказанного, пока ничего не удалось доказать. Авиаэксперты сначала аргументированно опровергли все остальные возможные варианты аварии, включая возникшие на борту проблемы с техникой, подрыв изнутри и обстрел самолета с моря. Даже после проведения различных экспертиз и исследований в причастность экипажа к указанной катастрофе верили далеко не все. Убедить скептиков смогли бы только объективные данные из параметрического самописца самолета, однако в данном вопросе возникли определенные проблемы. Сам прибор нашли и благополучно извлекли со дна Черного моря. Он не пострадал при аварии, однако лентопротяжный механизм самописца был прилично изношенным и не обеспечивал постоянную скорость в ходе прокрутки записи. Катушки при этом имели люфт, что давало еще один повод сомневаться в достоверности информации. Ремонт и расшифровку записи из самописца военные поручили гражданским экспертам МАК (Межгосударственного авиационного комитета).
Специалисты фактически отремонтировали параметрический самописец, заменив все изношенные детали, а также получили из него необходимую информацию. Затем ими были синхронизированы параметры полета с переговорами всех летчиков, которые были записаны на диктофон. Результатом работы экспертов МАК стала 3D-модель последнего полета разбившегося самолета - видеореконструкция движения Ту-154 в пространстве с наложенными на нее цифрами, которые отображали высоту полета, скорость и режим работы двигателей, а также с описанием всех слов, произнесенных при этом.
По данным источника издания «КоммерсантЪ», данные оказались шокирующими. Самолет, согласно данным 3D-моделирования, взлетел в штатном режиме. После взлета экипаж также не совершил ни одной ошибки, традиционной для таких случаев, - машина не вышла за критические углы атаки, не попадала в штопор и не теряла скорость. Примерно спустя минуту после отрыва от земли самолет набрал высоту около 250 метров и скорость 360 километров в час, а после этого в самолете начала «стремительно развиваться нештатная ситуация». Указанная проблема выразилась в том, что управляющий пилот, командир Роман Волков, который был должен набирать высоту, перевел машину на режим посадки. Самолет, как показало моделирование, на протяжении десяти секунд - до столкновения с водой - снижался в контролируемом полете.
В соответствии с мнением экспертов, причиной трагедии могла стать также дезориентация пилота. Набирая высоту над морем в темноте, пилот визуально не контролировал положение машины, поскольку он не видел никаких ориентиров и горизонта. Дезориентировать экипаж могли бы даже звезды, которые были одновременно как сверху, так и снизу (отражение на поверхности воды). В указанной сложной обстановке летчик, согласно утверждениям экспертов, должен был довериться приборам, показания которых Волков, видимо, проигнорировал, доверившись своему опыту или физическим ощущениям. Таким образом, к примеру, возникшая при ускорении самолета перегрузка могла создать у пилотирующего летчика иллюзию набора высоты.
В настоящее время военные специалисты изучают профессиональную биографию пилота и его летную подготовку, в которой, вероятней всего, обнаружатся пробелы. Тем не менее списать катастрофу только на ошибку командира Волкова, имеющего 4 тысячи часов налета, было бы неправильно. Трагедия, возможно, произошла в связи с роковым сочетанием нескольких неблагоприятных факторов, включая эмоциональную напряженность и усталость экипажа, у которого достаточно обычный полет на территорию Сирии затянулся на целый день. По данным изданиям «КоммерсантЪ», экипажу пришлось сначала пару часов ждать вылета из столицы России, а потом еще и садиться в связи с погодными условиями в плохо известном аэропорту Адлера вместо Моздока.
Автор: Екатерина Кравец