Украинский политический обозреватель Виталий Портников задается вопросом, почему россияне протестуют против коррупции, а не против авторитаризма президента страны Владимира Путина. Более детально мнение Портникова по данному вопросу изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Виталий Портников в статье, опубликованной интернет-сайтом "Эспрессо.TV", отмечает, что многие украинцы удивились не самому факту выхода на уличные акции протеста тысяч россиян – больше всего удивила причина, по которой они вышли. Блогер-шовинист Алексей Навальный, который был солидарен с российской властью во время нападения РФ на Грузию и отрицающий даже саму возможность отказа странны-агрессора от оккупации Крымского полуострова, не уставал напоминать своим сторонникам, что главной темой уличных протестов является борьба с коррупцией.
Портников напоминает, что именно Навальный, бросивший ранее украинцам презрительную фразу "Крым – не бутерброд", подготовил расследование коррупционных действий нынешнего главы российского правительства Дмитрия Медведева. Соответственно, премьер, а не глава российской коррупции Владимир Путин, и стал главным героем несогласованных с властью акций протеста. Парадокс здесь заключается в том, что большая часть участников российских протестов – это представители "креативного класса" Москвы. Еще несколько лет назад они видели именно в Дмитрии Медведеве надежду на возможную либерализацию режима в России. Поэтому "рокировка" – обратный обмен должностями между Медведевым и Путиным в 2012 году, была воспринята ими как политическая катастрофа.
Если бы нынешний премьер-министр тогда пошел на второй президентский срок, многие из москвичей восприняли бы такое решение с восторгом, невзирая на недавнюю войну в Грузии и полное отсутствие признаков либерализации. При этом их точно бы не смущала коррумпированность Медведева, поскольку россияне знали об этом еще до пресловутого расследования Навального.
Тех, кто вышел на уличные протесты 26 марта этого года, не смущает тот факт, что превращение главы государства в главную мишень в деле "борьбы с коррупцией" является подготовкой почвы для получения силовиками Путина полного контроля, как над российским правительством, так и над финансовыми потоками. Нет, Путин и сейчас контролирует правительство. Однако при этом президент России финансовые потоки контролирует не полностью. Это означает, что в итоге главе государства может попросту не хватить денег для реализации собственных планов, среди которых вполне может быть и большая война.
Если россияне действительно хотят перемен, то все акции протеста должны быть направлены против авторитаризма, войны и оккупации чужих земель – Портников.
По мнению Портникова. если россияне действительно хотят реальных перемен, то все акции протеста должны быть направлены против авторитаризма, войны и оккупации территорий других стран. Коррупция в данном случае является просто "громоотводом", это очень хорошая "прививка" от реальной политической борьбы. Впрочем, обвинять жителей России в политической шизофрении не стоит. Этого не нужно делать хотя бы потому, что сами украинцы в 2013 году также жили в стране политических шизофреников, и от психологии прошлого им не удалось освободиться до сих пор, хотя с момента начала войны прошло уже 3 года.
Украинцы ведь тоже не очень спешили выходить на акции протеста, когда в их стране устанавливался самый настоящий авторитаризм, где образцом является путинский. Они согласились с узурпацией власти в Украине, с подменой Конституции, незаконным формированием Кабинета министров, судом и незаконным осуждением политиков, ликвидацией самоуправления в столице – это все ведь является явными признаками диктатуры.
Людей, протестовавших против процесса над Юлией Тимошенко, тогда воспринимали как маргиналов, тогда как политики, оставшиеся на свободе, бегали на срежисированное Банковой политическое ток-шоу Шустера, а граждане, оставшиеся на свободе, убеждали себя – это как раз и есть настоящая "свобода слова". Первая реальная массовая протестная акция – в Киеве, и в других украинских городах – с разбитым на Майдане лагерем, началась только лишь после того, как украинское правительство отказалось от заявленного ранее курса европейской интеграции.
Но при этом участники протестов заявляли, что они не только не хотят конфронтации с властью – они также не хотят отказа последней от избирательного правосудия. И активисты, и рядовые студенты говорили, что им нет никакого дела до возмутившей Европейский Союз незаконной посадки Тимошенко. Главное – подпись Януковича под Соглашением об ассоциации с ЕС, которое многие украинцы воспринимали как путь к улучшению их жизни. Вот здесь Янукович и допустил фатальную ошибку, не подписав Соглашение. После этого в Украине закончилась политическая шизофрения, и начался настоящий Майдан.
События, которые происходят сейчас в России и в Беларуси – это то, что происходило в Украине до настоящего Майдана. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, как будут вести себя российские власть и общество. Для того чтобы в России начался реальный протест, нужно чтобы в действиях власти была немотивированная жестокость и полное игнорирование требований граждан. В свою очередь, у протестующих должна быть поддержка миллионов соотечественников, готовых выйти на улицы и защитить своих избитых и задержанных сограждан.